double arrow

ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

1. Методологические подходы и задачи менеджмента прибыли коммерческого банка

2. Менеджмент доходов и расходов коммерческого банка

3. Менеджмент процесса формирования и использования прибыли в банке

4. Менеджмент финансовой устойчивости банка

5. Менеджмент доходности и рентабельности банковской деятельности

ПРИБЫЛЬ БАНКА – прибыль, полученная от банковской деятельности. Определяется путем уменьшения валового дохода, полученного в виде процентов за предоставленные кредиты, платы за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, доходов от операций с ЦБ, доходов от факторинговых и лизинговых операций и других доходов, на сумму материальных затрат, расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, а также на:

а) начисленные проценты по:

расчетным, текущим и другим счетам резидентов и нерезидентов, корреспондентским счетам других банков и кредитно-финансовых учреждений, включая нерезидентов;

вкладам физических лиц – резидентов и нерезидентов;

долговым обязательствам банков (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям, долговым распискам, банковским приказам и другим), в том числе в виде дисконта с цены их приобретения;

рефинансированному кредиту НБУ, приобретенному на аукционе;

межбанковскому кредиту.

б) расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов банка, включая плату за операции по корреспондентским счетам, плату другим банкам за предоставление расчетно-кассовых услуг, другие аналогичные расходы;

в) оплаченную банкам комиссию за покупку и другие операции с иностранной валютой;

г) возмещение расходов на организацию и содержание служб инкассации и безопасности банка, а также перевозку валютных ценностей;

д) накладные расходы по операциям с золотом, драгоценными металлами и камнями (содержание скупочных пунктов, услуги спецсвязи, стоимость упаковки и т.п.).

е) расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и т.п.), необходимых для обеспечения деятельности банков.

ж) расходы на факторинговые, доверительные и лизинговые операции;

з) расходы на приобретение бланков ценных бумаг и выплатой комиссионного вознаграждения депозитарию ценных бумаг;

и) расходы на проведение экспертизы кредитных рисков, оценки стоимости имущества и неимущественных прав, принятых в залог;

к) расходы на оплату взносов обязательного страхования вкладов граждан.

Распределение П.б. осуществляется по итогам деятельности за год в соответствии с решением общего собрания акционеров (пайщиков) банка.

После уплаты налогов и штрафов из прибыли банка производятся отчисления в резервный фонд в размере не ниже 5% прибыли, остающейся в распоряжении банка. Затем производятся отчисления в фонды экономического стимулирования, другие фонды. Из оставшейся суммы выплачиваются дивиденды акционерам (пайщикам). Размеры отчислений в те или иные фонды устанавливаются самостоятельно. При этом необходимо учитывать, чтобы отчисления в фонд дивидендов обеспечивали желаемый уровень доходности акций банковского учреждения.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ БАНКА – деятельность банка, связанная с максимизацией прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса.

Система У.п.б. включает определение функций подразделений, участвующих в управлении прибылью, планирование доходов, расходов и прибыли банка; выбор способов оценки уровня прибыльности банка (см. АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ БАНКА); определение методов текущего регулирования прибыли (см. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ). Специфика содержания этих элементов зависит от того, на каком уровне осуществляется это управление: на уровне банка, отдельных направлений его деятельности, конкретных банковских продуктов, рабочего места или взаимоотношений с клиентом.

Управление рентабельностью на более низких уровнях базируется на выделении центров ответственности и затрат, определении себестоимости отдельных операций, включая стоимость ресурсов, сборе информации о количестве операций в разрезе рабочих мест и клиентов.

ЦЕНТРЫ ПРИБЫЛИ (ОТВЕТСТВЕННОСТИ) — организационные подразделения фирмы (банка), к-рые отвечают за минимизацию опе­рационных затрат и максимизацию выручки в пределах его сферы деятельности. Центр ответственности осуществляет управ­ленческий контроль, содействуя установлению производитель­ности и прибыльности производственной единицы. В банковском учреждении такими центрами являются, напр., кредитный отдел, валютный отдел и т.д.

ЦЕНТРЫ ЗАТРАТ — организационные подразделения фирмы (банка), к-рые отвечают за минимизацию затрат, но не управляют ни ценообразованием на продукцию, ни выручкой. Ц. з. облегчают деятельность руководства, помогая опреде­лить оперативные затраты отдельного производственного подразделения. В банковском учреждении такими центрами являются, напр., бухгалтерия, служба безопасности и т.д.

АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ проводится для оценки ее достаточности для продолжения успешного функционирования банка: своевременного и полного покрытия всех издержек, связанных с невозвратом банковских активов; формирования внутрибанковских источников для затрат на развитие банковского бизнеса и повышения его конкурентоспособности, а также для формирования приемлемого для акционеров уровня дивидендов.

Наиболее распространенными показателями для оценки прибыльность банка являются показатель прибыльности активов (ROA - return on total assets – прибыль на активы), и показатель прибыльности банковского капитала (ROE - return on equity capital - прибыль на капитал). Коэффициент ROA отражает эффективность инвестиционной политики банка, его оптимальное значение находится в пределах 0,6 – 1,4%. Коэффициент ROE указывает на то, насколько рационально использовались средства акционеров банка; оптимальное значение данного показателя 1-15%. К другим важным показателям П.б. относятся:

ü показатель чистой процентной маржи:

ЧПМ = (ПД – ПВ) / ПА,

где ЧПМ – чистая процентная маржа; ПД – процентные доходы; ПВ – процентные расходы; ПА – работающие активы;

ü спред прибыли:

Спред = (ПД / ПА) – (ПВ / ЗП),

где ЗП – все обязательства банка, по которым выплачиваются проценты;

ü чистая маржа банковской прибыли – отношение прибыли после налогообложения к операционным доходам;

ü прибыль на акцию – отношение прибыли после налогообложения к количеству простых акций, находящихся в обращении;

ü прибыль на одного работника – отношение прибыли после налогообложения к общей численности персонала.

Для того, чтобы при оценке прибыльности банка определить основные источники роста прибыли и ее снижение, необходимо провести факторный анализ прибыльности банка, т.е. детализировать составляющие расчета прибыльности и определить влияние изменений каждой из них на изменение прибыльности в целом.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ – важнейшая составная часть финансового менеджмента, направленная на регулирование долгосрочных пропорций между активами и обязательствами, а также на оптимизацию структуры используемого капитала. См. также ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА.

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКА определяется интегральными финансово-экономическими показателями состояния его деятельности, которые синтезируют характеристики других экономических составляющих Ф.у.б.: объем и структуру собственных средств, уровень доходов и прибыли, норму прибыли на капитал банка, достаточность ликвидности, а также параметры деятельности, связанные с информационно-аналитической и технологической поддержкой управления финансовыми операциями банка. Следовательно, Ф.у. предполагает, чтобы банк:

мог погашать все текущие обязательства за счет операционных доходов;

был в состоянии погашать будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

имел достаточные суммы для плановых вложений в расширение своей технической базы,

имел дополнительные средства для покрытия незапланированных расходов или возможность получить эти средства в любой момент путем займа (кредита) или продажи ценных бумаг.

Основными составляющими Ф.у.б. являются:

ü устойчивость ресурсной базы банка – определяется размером собственного капитала банка (капитальной устойчивостью), а также степенью его интеграции в систему межбанковских отношений, содержанием и уровнем партнерского сотрудничества с клиентами банка;

ü коммерческая устойчивость банка – определяется степенью интеграции банка в инфрастуктуру рыночных отношений: степенью и устойчивостью связей во взаимоотношениях с государством, институциональными инвесторами, небанковскими кредитно-финансовыми учреждениями, кредиторами, клиентами и вкладчиками;

ü функциональная устойчивость банков - обеспечивается, с одной стороны - их специализацией на ограниченном спектре услуг, позволяющих банку эффективнее управлять выбранным ассортиментом банковских продуктов и услуг, а с другой – расширением функций или универсализацией, поскольку большинство клиентов отдают предпочтение удовлетворению всех своих потребностей в банковских продуктах и услугах в одном банке;

ü организационно - структурная устойчивость банка - обеспечивается оптимальным построением организационной структуры управления банком, отвечающей как цели банка, так и конкретному ассортименту банковских продуктов и услуг, выполняемых функций, реализуя которые он обеспечивает достижение своей стратегии и выполнение возложенной на себя миссии;

Экспресс-конспект подготовил доц. Заец А.В., авг.05


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: