Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Учетная политика банка. Учетно-операционная работа банка




Вопросы организации бухгалтерского учета и требования к учетной политике банка раскрываются в Положении об организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Украины, утвержденном Постановлением Правления НБУ №566 от 30.12.1998 г.

Банк самостоятельно:

— выбирает систему и подсистемы бухгалтерского учета, исходя из потребностей управления банком, объема операций и количества работников;

— определяет свою учетную политику;

— разрабатывает систему и формы управленческого учета, внутренней отчетности и контроля операций;

— определяет права работников на подписание документов;

— утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета.

________________________ банка – это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются банком для составления и представления финансовой отчетности.

Положение об учетной политике банка утверждается правлением (советом директоров) банка, приказом до начала нового календарного года. Учетная политика банка доводится до сведения всех отделенных структурных подразделений банка. Положением устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета банковских операций согласно законодательству Украины.

Банки освещают избранную ими учетную политику путем описания:

— принципов учета статей отчетности;

— ___________________ отдельных статей отчетности;

— фактов, которые касаются изменений в учетной политике.

Необходимо разработать и утвердить основные составляющие учетной политики банка:

— характеристика аналитических счетов внутреннего плана счетов;

— дополнительные регистры аналитического учета и формы первичных документов, на основании которых осуществляются операции, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

— перечень установленных прав работников банка на подписание документов;

— перечень операций, которые нуждаются в дополнительном контроле;

— порядок проведения инвентаризации, методы оценки активов и обязательств;

— порядок контроля за выполненными внутренними операциями;

— порядок расчетов между филиалами и другими структурными подразделениями банка;

— порядок финансирования (бюджетирования) структурных подразделений банка;

— порядок консолидации финансовой отчетности ассоциируемых и дочерних компаний;

— порядок применения в учете принципа начисления доходов и расходов (включая порядок амортизации активов, создания и использования резервов);

— политика банка по работе с ценными бумагами (и приобретенными, и эмитированными);




— процедуры проверки и контроля (операций, отчетность и т.п.);

— порядок регистрации договоров;

— другие документы и решения для организации бухгалтерского учета.

Любые изменения в учетной политике, которые имеют существенное влияние на показатели отчетного или будущих периодов, должны быть описаны с указанием их причин и изменений в соответствующих статьях. При внесении изменений в Положение об учетной политике, которые по объему охватывают большую часть текста или существенно влияют на его содержание, положение об учетной политике излагается в новой редакции. Изменения положений учетной политики и причины этих изменений должны быть отражены в объяснительной записке к годовому отчету банка. Новая учетная политика применяется к событиям и операциям со времени их возникновения.

Для ограничения риска при выполнении операций необходимо учитывать:

1. Распределение обязанностей и полномочий по осуществленным операциям:

а) перечень операций (наличные, кредитные и другие);

б) список лиц, уполномоченных на подписание документов;

в) ограничение по распоряжению активами;

г) делегирование полномочий.

2. Выполнение операций: техническая обработка; бухгалтерская обработка.

3. _________________________________: контроль полномочий; контроль технической и бухгалтерской обработки данных (до использования кода доступа к обработке данных и после выявления ошибки).

Базой бухгалтерского учета в банках является операционная деятельность банков, которая организуется в соответствии с Положением об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденным постановлением Правления НБУ от 18 июня 2003 г. №254.



Операционная деятельность банка – это совокупность технологических процессов, связанных с документированием информации по операциям банка, осуществлением их регистрации в соответствующих регистрах, проверкой, выверением и осуществлением контроля за операционными рисками.

Банки самостоятельно определяют систему организации операционной деятельности в зависимости от их структуры, объемов и видов банковских операций, количества работающих, развития информационных технологий и т.п.

Операции банков выполняют соответствующие работники банка, которым дано право ответственного исполнителя. Полномочия и ответственность работников банка по выполнению ими функциональных обязанностей определяются внутренними документами банка и должностными инструкциями. Право на подписание документов предоставляется работникам банка согласно распоряжению руководителя.

Для обеспечения надлежащего контроля за операциями должен быть определен перечень операций, подлежащих дополнительному контролю, а также должности работников, которым данное право выполнять контрольные функции.

Операционная деятельность банка должна быть организована так, чтобы обеспечить:

— распределение обязанностей и полномочий по осуществлению операций;

— надлежащее документирование всех операций;

— своевременное, полное и достоверное отражение операций в регистрах учета;

— накопление и предоставление подробной информации по каждой операции;

— защита активов банка от потенциальных убытков и контроль их качества;

— установление лимитов на осуществление отдельных операций;

— определение существующих и возможных операционных рисков и управление ими;

— адекватную систему внутреннего контроля;

— предоставление внутренних инструкций (распоряжений) по осуществлению платежей;

— хранение информации обо всех операциях банка;

— конфиденциальность информации о каждой операции и ее контрагентах.

Операционную деятельность банка непосредственно обеспечивают работники банка, выполняющие функции фронт-офиса и бек-офиса, которые распределены между участниками операционного процесса банка в соответствии с внутренними процедурами банка.

Фронт-офис – это подразделения банка или его уполномоченные лица, которые инициируют и/или организуют операцию банка (путем заключения соответствующих договоров).

Бек-офис – это подразделения или отдельные ответственные исполнители, которые в зависимости от их функций обеспечивают регистрацию, проверку, сверку, учет операций и контроль за ними.

Функции _________-офиса банка выполняют работники казначейства, кредитного отдела, отдела операций с ценными бумагами, а также других подразделений банка, которые отвечают за инициирование операций с клиентами банка.

Работники, которые выполняют функции бек-офиса банка, взаимодействуют с подразделениями фронт-офиса, банками, другими контрагентами, в том числе с налоговыми органами и органами статистики. Функции бек-офиса выполняет и служба бухгалтерского учета.

Структура службы бухгалтерского учета определяется банком самостоятельно. Бухгалтерские операции могут выполнять работники любого структурного подразделения банка, если это предусмотрено их функциональными (должностными) обязанностями. Все работники, которые выполняют операции по бухгалтерскому учету, по вопросам ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру банка.

Служба бухгалтерского учета выполняет такие функции:

— централизованное установление и соблюдение единых правил бухгалтерского учета в соответствии с внутренней учетной политикой банка;

— ведение и соблюдение внутреннего плана счетов (плана аналитических счетов), составленного на основании Плана счетов бухгалтерского учета банков Украины №280;

— ведение регистров учета в соответствии с требованиями НБУ и учетной политики банка;

— своевременная подготовка, проверка и предоставление финансовой отчетности;

— установление централизованного бухгалтерского контроля за применением правил учетной политики в разных подразделениях банка и достоверностью финансовой отчетности.

Формирует и возглавляет службу бухгалтерского учета главный бухгалтер банка.

Главный бухгалтер должен иметь высшее _________________ образование (не ниже уровня специалиста) и стаж работы в банковской системе по соответствующей профессии не менее ______ лет, в том числе на руководящих должностях – не менее ___ года. Национальный банк должен предоставить письменное согласие на вступление кандидата на должность главного бухгалтера банка, а также определяет соответствие профессиональной пригодности и деловой репутации лиц, которые исполняют их обязанности больше одного месяца.

Главный бухгалтер банка обеспечивает

— соблюдение единых методологических принципов бухгалтерского учета;

— организацию контроля за отражением в учете всех операций банка;

— составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности.

При увольнении главного бухгалтера осуществляется передача дел вновь назначенному главному бухгалтеру с составлением соответствующих документов.

Операции банка осуществляются в течение операционного дня банка.

Операционный день банка – это деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с регистрацией, проверкой, сверкой, учетом, контролем операций (в т.ч. принятием от клиентов документов на перевод и документов на отзыв и осуществление их обработки, передачи и выполнения) с отражением их в регистрах бухгалтерского учета банка. Длительность операционного дня устанавливается банком самостоятельно во внутреннем положении (распоряжении руководителя банка либо графике обслуживания клиентов).

Операционный день включает:

________________________________________________ – часть операционного дня банка, в течение которого происходит обслуживание клиентов, в т.ч. принимаются документы на перевод и документы на отзыв, которые должны быть обработаны, переданы и выполнены банком. Начало и конец операционного времени устанавливаются согласно распоряжению руководителя банка с учетом режима работы платежных систем и сообщается клиентам;

время завершения технологической обработки учетной информации – часть операционного дня банка, в течение которого осуществляется обработка информации, получение ежедневного баланса, оборотов и остатков и программных документов.

Все операции банков проводятся только при наличии разрешения руководства. Доказательством того, что работники получили разрешение на их выполнение, являются утвержденные руководством правила (процедуры) осуществления операций определенного типа.

Основными этапами осуществления операции банка являются:

— предоставление (получение) разрешения на проведение операции;

— ________________________________ (заключение договоров, составление первичных документов, открытие счетов, введения информации в учетную систему и ее обработка и т.п.);

— осуществление внутреннего контроля операции (в течение всего операционного процесса – с момента инициирования до отражения информации об операции в регистрах учета).

Банк самостоятельно устанавливает правила документооборота по операциям с учетом требований нормативно-правовых актов НБУ и условий договоров между банком и клиентом.

Во время операционного дня банка обязательно формируется оборотно-сальдовый баланс, регистры аналитического учета и другие регистры по операциям, которые осуществляются с использованием соответствующего программного обеспечения.

Информационное обеспечение операционной деятельности банков включает:

— программно-технические комплексы автоматизации банковской деятельности, взаимосвязи для обмена информацией между ними;

— телекоммуникационную инфраструктуру;

— внутренние нормативные документы и инструкции по их применению.

Руководитель банка должен обеспечить контроль за надежным и непрерывным функционированием информационного обеспечения и выполнением требований информационной безопасности. Банк для обеспечения надежности и непрерывной защиты на всех этапах формирования, обработки, передачи и хранения электронных банковских документов должен создать систему управления информационной безопасностью.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель банка.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 2050; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8290 - | 7918 - или читать все...

Читайте также:

 

18.204.2.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.