double arrow

Типы счетов клиентов и корреспондентов банка


40702 810 7 0000 0000197

Кодировка лицевых счетов

Номера цифр Значение
Номер раздела Плана счетов
1 – 3 Номер синтетического счета первого порядка
1 – 5 Номер синтетического счета второго порядка
6 – 8 Код валюты
Защитный ключ
10 – 13 Номер филиала банка, не имеющего счета в Банке России
14 – 20 Порядковый номер лицевого счета (клиента)

Рассмотрим для примера номер лицевого счета коммерческой организации:

4 – раздел 4 Плана счетов «Операции с клиентами»

407 – балансовый счет «Счета негосударственных организаций»

40702 – балансовый счет «Счета негосударственных коммерческих организаций»

810 – рубль Российской Федерации (840 – доллар США, 978 – евро)

7 – защитный ключ, предназначен для проверки правильности номера лицевого счета при обработке расчетно-денежных документов (рассчитывается кредитной организацией по определенной методике с использованием номера лицевого счета и банковского идентификационного кода)

0000 – номер филиала банка (нули говорят о том, что счет открыт в головном отделении банка или в самостоятельном филиале)

0000197 – порядковый номер клиента.

При кодировке счетов одного клиента допускается наличие субсчетов. Например, счет 42301810700000001843/03 – лицевой счет для учета рублевого депозита физического лица до востребования (третий счет данного клиента).

Банковские счета, открываемые клиентам и корреспондентам банка весьма разнообразны. Они отличаются по назначению, режиму функционирования и юридическому оформлению. Обобщенная информация о типах банковских счетов клиентов представлена в таблице 8.2.

Таблица 8.2.

Тип счетов Назначение счетов Юридическое оформление
1. Расчетные счета Для осуществления безналичных расчетов организациями и индивидуальными предпринимателями Договор банковского счета
2. Текущие счета Для осуществления безналичных расчетов физическими лицами Договор банковского счета
3. Бюджетные счета Для операций с бюджетными средствами, выделенными государственным и негосударственным организациям Договор банковского счета
4. Корреспондентские счета Для осуществления безналичных и межбанковских расчетов кредитными организациями Договор о корреспондентских отношениях
5. Специальные расчетные счета Для проведения расчетов чеками, по аккредитиву и банковским картам Договор банковского счета
6. Депозитные счета (счеты по вкладам) Для привлечения денежных средств юридических и физических лиц во вклады Договор банковского вклада, банковские сертификаты
7 Обезличенные металлические счета Для привлечения драгоценных металлов юридических и физических лиц во вклады Договор банковского вклада
8. Металлические счета хранения Для учета принятых на хранение драгоценных металлов Договор хранения
9. Ссудные счета Для учета задолженности юридических и физических лиц по кредитам Кредитный договор
10. Счета депо Для учета и перехода прав на ценные бумаги депонентов банка Депозитарный договор
11. Счета доверительного управления Для учета денежных средств переданных в управление доверительным управляющим Договор банковского счета
12. Специальные брокерские счета Для учета денежных средств переданных клиентами брокерам Договор банковского счета

Рассмотрим порядок открытия расчетного (текущего) счета юридического лица. Он регламентируется Инструкцией ЦБ РФ «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» от 14.09.2006 № 28-И. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы, перечень которых может варьироваться в различных банках. К числу обязательных документов относятся:






1) заявление на открытие счета (с указанием типа и валюты счета),

2) документы идентифицирующие клиента (анкета клиента),

3) копии учредительных документов,

4) копии свидетельства о государственной регистрации,

5) копии свидетельства о постановке на налоговый учет,

6) копии лицензий и разрешений (при необходимости),

7) карточка с образцами подписей и оттиска печати,

8) документы подтверждающие полномочия должностных лиц – распорядителей счета.

Очень важным документом является карточка с образцами подписей и оттиска печати. Она используется операционным работником банка, который ведет счет данного клиента для проверки подписей уполномоченных лиц организации на расчетных и кассовых документах.

Банковский работник проверяет комплектность и правильность представленных документов, после чего заключается договор банковского счета. Для открытия лицевого счета в бухгалтерию банка представляетсяраспоряжение руководства банка об открытии счета с приложением карточки образцов подписей оттиска печати. В распоряжении указывается владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок по счету.

Открытые счета клиентов регистрируются в книге регистрации открытых счетов, где указываются следующие данные:

- дата открытия счета;

- дата и номер договора об открытии счета;

- наименование клиента;

- наименование (цель) счета;

- номер лицевого счета;

- порядок и периодичность выдачи выписок счета;

- дата сообщения налоговым органам об открытии счета;

- дата закрытия счета.

Если счет клиента будет закрыт, то в течение пяти лет этот номер не может быть присвоен счетам других лиц.

Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в семидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

В зависимости от вида учитываемых объектов формы лицевых счетов могут быть разными. Однако общим для всех форм лицевых счетов являются графы для записи по каждой операции даты ее совершения, номера документа, на основании которого произведена запись, номера корреспондирующего счета, рода операции, сумм оборотов по дебету и кредиту и остатка. В заголовке лицевого счета указывается его номер, и помещаются необходимые справочные данные.

Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и выдается клиенту. Лицевой счет, выписки из которого клиентам не выдаются, печатается в одном экземпляре. Выписки из лицевых счетов, изготовленные на компьютере, выдаются клиентам без штампов и подписей работников банка. Если счет по каким-либо причинам велся вручную, то выписки оформляются подписью операциониста, ведущего счет, и штампом банка.

Записи в лицевых счетах делаются только на основании надлежаще оформленных расчетно-денежных документов. По суммам, приведенным по кредиту счета, к выпискам должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, проставляется штамп банка и календарный штемпель даты проводки документа по счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операции штамп не ставится.

Ответственный исполнитель, подписывая лицевой счет и выписку к нему, обязан убедиться в их полной идентичности, наличии необходимых приложений к выписке, а также правильности их оформления.

Выписки выдаются под расписку лицам, имеющим право первой или второй подписи по данному счету, или их представителям по доверенности, а по заявлению клиента — через абонентские ящики. Владелец счета обязан в течение 10 дней после вручения ему выписки письменно сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными. После выдачи выписок лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сдаются в архив.

В качестве регистров синтетического учета выступают ежедневные балансы (сводки оборотов и остатков), кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки и ведомости и другие документы.

Бухгалтерские журналы предназначены для регистрации всех операций, проведенных за день по балансу банка. В них выводятся итоги оборотов по балансовым счетам. Итоги оборотов по каждому балансовому счету и общий итог оборотов, напечатанные в бухгалтерском журнале, сверяются с итогами в сводке оборотов.

Кассовые журналы составляются раздельно по приходу и расходу кассы, с выведением частных итогов по корреспондирующим со счетом кассы балансовым счетом первого порядка и общего итога по журналу в целом.

Сводные карточки ведутся по счетам первого порядка. Если в оборотной ведомости (квартальной, годовой) обороты показываются по счетам второго порядка, то сводные карточки ведутся по счетам первого порядка. В сводных карточках регистрируются итоги оборотов за день и итоги остатков лицевых счетов по каждому балансовому счету. Сводные карточки заполняются на основании бухгалтерских журналов или с ежедневных проверочных ведомостей. По счетам, имеющим остатки, как по активу, так и по пассиву, итоги остатков лицевых счетов записываются в сводных карточках развернуто в графах актива и пассива.

Ежемесячно на первое число месяца по всем балансовым и внебалансовым счетам составляются проверочные ведомости остатков аналитического учета с указанием номеров лицевых счетов. Проверочные ведомости по балансовым счетам составляются в разрезе счетов второго порядка с выведением итогов по каждому из них.

8.3 Организация учетно-операционной работы в банке

Под учетно-операционной работойпонимается комплекс работ, связанный с оформлением, учетом и контролем проводимых операций. Персонал банка, выполняющий эту работу, называется учетно-операционным аппаратом банка или бухгалтерским аппаратом.

Основными задачамиучетно-операционной работы являются:

- быстрое и четкое обслуживание клиентов банка,

- обеспечение контроля за сохранностью денежных средств и ценностей;

- своевременное и точное отражение всех совершенных операций в учете и отчетности банка.

Учетно-операционный аппарат банка включает в себя работников, занятых приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных документов и отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.

Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей.

Организационная структура учетно-операционного подразделения (бухгалтерии) банка зависит от величины и специализации банка, объема выполняемых операций, специфики клиентуры. Поэтому могут быть различные варианты организации бухгалтерского подразделения и структуры учетно-операционных отделов. Однако во всех случаях это - самостоятельное подразделение банка, осуществляющее учетно-операционную работу.

В структуре этого подразделения обычно выделяется:

- операционный отдел,

- отдел внутрибанковского учета,

- отдел межбанковских операций,

- отдел по учету валютных операций,

- отдел по учету кредитных операций,

и некоторые другие.

В отделах могут создаваться группы (участки, бригады) для выполнения определенного круга операций, работ, которые называются операционными бригадами. Такие бригады могут организоваться на участках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля. В этом случае в бригаду входят несколько операционных работников и контролер, который обязательно проверяет документы и записи в регистрах бухгалтерского учета.

Ответственными исполнителямисчитаются работники, которым поручено единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций. Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций.

Конкретные обязанности бухгалтерских работников определяются должностными инструкциями. За каждым работником закрепляется ведение определенных счетов или же выполнение отдельных операций. Распределение счетов между работниками производится, как правило, по номерам балансовых счетов первого или второго порядка, причем ведение расчетного и ссудных счетов одного клиента возлагается на одного исполнителя. Закрепление счетов за подразделениями учетно-операционного аппарата, отдельными исполнителями и последующее перераспределение оформляются записями в специальной книге учета. В случае отсутствия работника (болезнь, отпуск и т. п.), дела которого приняты другим лицом, в книге делается соответствующая пометка.

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительностьоперационного дня, т. е. части рабочего дня, в течение которого производится обслуживание клиентов по вопросам бухгалтерского учета, приема документов для отражения в учете.

В банках устанавливаются определенные требования к организации учетно-операционной работы и документо­оборота.

Приему, оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в тот же день подлежат все расчетно-денежные документы, поступившие в банк в течение операционного дня. Конкретное время завершения операционного дня устанавливается руководителем банка. Документы, поступившие в банк по истечении времени операционного дня, проводятся по счетам клиентов, как правило, следующим рабочим днем.

Прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операционного дня проводится непосредственно учетно-операционным работником или в централизованном порядке, через специальных работников. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то об этом извещаются клиенты.

Для клиентов, постоянно предоставляющих в банк значительное количество платежных документов, устанавливается график приема документов. Расчетно-денежные документы, подлежащие отправке другим учреждениям банков по почте, подлежат сдаче предприятию связи в день совершения операции.

Клиенты представляют (получают) расчетные документы учетно-операционным работникам через собственных курьеров или представителей специализированных служб доставки расчетных документов на основании доверенностей и документов, подтверждающих личность доверенного лица.

Работник банка на представленных документах проставляет в правом нижнем углу дату приема документов, оттиск штампа и подпись. Право подписания расчетно-кассовых документов, предоставляемое определенным работникам, оформляется распоряжением руководителя банка. Образцы подписей передаются под расписку операционным и контролирующим работникам и другим службам, где используются документы.

Для отражения банковских операций в учете используются специальные документы. Они разрабатываются и утверждаются Центральным банком Российской Федерации и обязательны к применению всеми юридическими и физическими лицами.

Банковские документы подразделяются на четыре вида:

1) кассовые документы,

2) расчетно-платежные документы,

3) мемориальные документы,

4) внебалансовые документы.

Для оформления, учета, приема, выдачи, движения денежной наличности в рублях и в иностранной валюте используются кассовые документы. К ним относятся объявления на взнос наличными, денежные чеки, приходные и расходные кассовые ордера, препроводительные ведомости к сумкам с денежной наличностью и другие документы.

Большую группу банковских документов составляют расчетно-платежные документы. Они используются для разного рода платежей, расчетов, погашения обязательств. К ним относятся платежные поручения, платежные требования, платежные ордера, инкассовые поручения, аккредитивы, дебетовые и кредитовые авизо и другие

Мемориальные документыоформляются при совершении внутрибанковских операций, для безналичных перечислений средств с одних счетов на другие. В качестве таких документов используются мемориальные ордера. Они выписываются по операциям, совершаемым без поручения, требований, заявлений клиентов, при учете произведенных расходов, полученных доходов и т. д.

Вышеуказанные документы предназначены для оформления, учета таких банковских операций, которые отражаются на балансовых счетах. В то же время в деятельности банков имеется целый ряд операций (выданные гарантии и поручительства, обеспечение выданных ссуд, выставленные аккредитивы и др.), которые отражаются на внебалансовых счетах. Для их оформления используются приходные и расходные внебалансовые ордера. К числу внебалансовых документов относятся депозитарные документы, которые оформляют движение ценных бумаг в депозитарии банка (при его наличии).

Все операции совершаются и отражаются в бухгалтерском учете только на основании надлежащим образом оформленных документов. Каждый из этих документов должен иметь:

- контировку (обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена запись);

- дату проводки;

- подпись бухгалтерского работника, оформившего документ и совершившего операцию;

- подпись контролирующего работника (по операциям, подлежащим дополнительному контролю).

Есть перечень счетов, операции по которым должны проводиться с контрольной подписью контролирующего работника.

При совершении операций с использованием компьютера документ может быть оформлен путем распечатки на бумаге его электронного образа, соответствующего бланку установленной формы либо содержащего все реквизиты, предусмотренные бланком. При этом могут использоваться аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, позволяющие идентифицировать ответственного исполнителя и контролера.

Документы должны содержать четкое изложение сущности операции. Каждый документ и каждый отдельный лист сводного документа должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати. Банк может отказать в приеме документа, если сам документ, подписи, оттиск печати, надписи на нем будут сомнительными.

На денежных чеках, расходных кассовых и внебалансовых ордерах, на основании которых выдаются деньги и другие ценности, отбираются росписи получателей. Кроме того, на этих документах должны делаться отметки о предъявлении паспорта или заменяющего его документа получателя.

Документы с исправлениями таких реквизитов, как сумма, наименования клиентов и номера их счетов, хотя бы и оговоренными, являются недействительными и не подлежат приему к исполнению.

Должностное лицо банка, подписывающее документ, несет ответственность за правильность совершаемой по нему бухгалтерской операции в банке. Право подписания документов оформляется распоряжением руководителя банка, а образцы подписей хранятся у главного бухгалтера.

В банках должен обеспечиваться контроль за надлежащим хранением и использованием документов, бланков документов, печатей и штампов с тем, чтобы исключить возможность их утраты или использования в целях злоупотреблений. Учет печатей и штампов банка ведется в специальной книге, где указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся и используются.

Изъятие бухгалтерских документов производится только с разрешения руководителя учреждения банка по письменным требованиям судебных и следственных органов или вышестоящего учреждения банка. При изъятии подлинного документа составляется в двух экземплярах акт или протокол изъятия за подписями руководителя банка, главного бухгалтера и представителя учреждения, для которого изымается документ.

В акте (протоколе) должно быть точно указано, по чьему требованию и разрешению производится изъятие, и какой именно документ изымается. Второй экземпляр акта вручается представителю. На место изъятого документа помещается заверенная главным бухгалтером копия документа, первый экземпляр акта и требование на изъятие документа с распиской лица, его получившего.

Последовательное движение расчетно-денежных документов по местам их обработки, проверки, от клиента к банку и обратно, внутри банка и составляет документооборотпо банковским операциям. Он включает стадии оформления документов, контроля за законностью операции, правильным оформлением и отражением их в учете. Особенности документооборота определяются структурой учетно-операционного аппарата и видом автоматизации учета. Порядок прохождения документов внутри банка устанавливается главным бухгалтером и оформляется соответствующим документом (графиком документооборота).


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: