Функциональная составляющая организации

В основе создания организации лежит формирование функциональной структуры.

Функция – совокупность действий, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.

Функции – это действия, выполняемые индивидуально, группой людей или организацией в рамках интеграции либо дифференциации деятельности.

Функции характеризуются трудоемкостью, сложностью, сопоставимостью (сочетаемостью), кроме того, функцию определяет ее полезность и необходимость.

Функции можно разделить на 3 группы:

1. Производственные функции – функции деятельности работников основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров и услуг, информации и знаний.

Их выполняют: рабочие, техники, инженеры, секретари, референты, технологи, т.е. исполнители и специалисты.

2. Управленческо-производственные функциями – функции по планированию (прогнозированию), организации, координации, мотивации и контролю деятельности работников, занятых в основном, вспомогательном и обслуживающем производствах (управление производством, персоналом, бухучетом, инновационной деятельностью и т.д.).

Их выполняют мастера участков, бригадиры, руководители групп проектов и др. работники, имеющие в своем подчинении специалистов, действия которых они направляют своими решениями (менеджеры среднего уровня).

3. Управление управленческой деятельностью – стратегическое управление, внешнее представительство, консультационная деятельность.

Их выполняют работники, имеющие в своем распоряжении менеджеров и направляющие их деятельность в соответствии с целями и миссией организации (руководители и топ-менеджеры).

Функция управления состоит из определенного набора процедур (получить задание, провести информационную работу, подготовить варианты решений, принять, согласовать, утвердить решения, организовать и контролировать его выполнение), которая в свою очередь включают набор операций.

Каждая функция, процедура и операция определяется четырьмя основными параметрами:

1) трудоемкость (часы, человеко-часы, дни);

2) сложность:

а) низкий – технические операции (рациональный орг.тип мышления),

б) средний – логические операции (иррациональный),

в) высокий – преобладание творческой деятельности (сенсуальный);

3) стоимость, т. е. калькуляция всех видов операций, составляющих конкретную функцию управления.

4) совместимость:

а) одинаковые функции,

б) однотипные функции,

в) разнотипные функции.

Существуют ограничения на количество выполняемых функций.

С учетом сложности и совместимости можно вывести максимальное количество функций, выполняемых одним работником: человек может выполнить 6 разнотипных функций высокого уровня сложности.

_____________

В психологии выделяют три типа организации мыслительной деятельности человека:

- рациональное;

- иррациональное и

- сенсуальное.

Каждый из них имеет свои сферы эффективного использования.

Рационализм – означает усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, например, производства, разработка решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам или законам. Как философское направление он признает разум и логику основой познания и поведения людей.

Человек с рациональным типом мышления – тактик.

Иррационализм – это познание реальности преимущественно через внемыслительные аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, воображение, озарение. Человек с иррациональным типом мышления обычную логику мышления должен сопоставить со своими представлениями, воображениями. При этом преимущество отдается субъективной, воображаемой модели. Человек с таким типом мышления постоянно сомневается в правильности принятых им решений и возможных результатах – в его сознании борются два направления: разумное и чувственное.

Человек с иррациональным типом мышления реализует оперативные планы.

Сенсуализм – это познание реальности только через субъективное восприятие, чувство и ощущение (сенсорика). Основной принцип сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах». Человек с таким типом мышления позитивно воспринимает только то, что вызывает в нем какие-то реакции (положительные или отрицательные). То, что его не трогает, не должно существовать, является лишним. Это теория субъективной полезности. Работник с сенсуальным мышлением может интуитивно определить неэффективность элементов компании или их связей.

Сенсуальным типом мышления обладают топ-менеджеры.

____________________

Принципы формирования типового функционального звена управления:

1. Однозначности, т. е. каждое типовое звено должно отражать одну единую самостоятельную общую функцию (планирование, организацию, контроль и т. д.)

2. Детерминированности, т. е. процедура принятия решения должна иметь одно входное и одно выходное воздействие, границы воздействий определяются правами и ответственностью.

3. Стабильности, т. е. изменение трудоемкости функций в заданном диапазоне не должно отражаться на структуре связи с другими функциями.

4. Ограниченности, т. е. процедура принятия решений должна быть одной.

5. Согласованности, т. е. типовое звено должно быть органично вписано в соответствующую систему управления.

6. Необходимой детализации, т. е. типовое звено должно реализовывать одну единичную функцию и иметь все процедуры для ее выполнения.

Общая функция включает набор процедур: подготовка, согласование, принятие утверждение и организация выполнения решения.

7. Совершенствования, т. е. должны быть заложены возможности для снижения трудоемкости выполнения функций и повышения качества ее выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: