Метод параллельного действия

Мажорное настроение.

Совместная деятельность.

Система перспектив (ближняя, средняя, дальняя).

Типы лидеров детского К:

1. Формальный (назначенный учителем),

2. Неформальный ( который действительно является лидером у ребят),

3. Террорист (подчиняет себе коллектив при помощи силовых методов),

4. правая рука (всегда помогает учителю, находится рядом с ним, является его любимчиком. Дети слушают оттого лидера только потому, что он пользуется признанием учителя),

5. частичный лидер (ребенок, который является лидером только в какой-то одной области, например, хорошо учится),

6. лидер поневоле (его назначил учитель),

7. демократ (все решения принимает, советуясь с коллективом),

8. авторитарист (не уважает мнение коллектива, все решения принимает сам),

9. либерал ( практически не является лидером, так как не может самостоятельно принимать решения, не имеет собственной точки зрения)

10. поборник справедливости

11. обладатель собственного мнения,

12. коммерсант.

КТД по видам воспитательной работы:

· общественно-политического характера:

· трудовые.

· познавательные

· художественно-эстетические.

· спортивные.

· организаторские.

Методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

КТД - форма работы, которая направленана:

1. Развитие творческих способностей.

2. Развитие интеллектуальных способностей.

3. Реализацию коммуникационных потребностей.

4. Обучение правилам и формам совместнойработы.

Организация коллективной творческой деятельности проходит несколько этапов:

Первый этап - предварительная работа вожатого. На этом этапе определяются роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела, которые будут предложены воспитанникам на выбор в установочной беседе с ними или строится перспектива возможного КТД в ходе разведки интересных дел (РИД). Необходимо ответить на следующие вопросы: Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

Второй этап - коллективное планирование КТД. Главная роль принадлежит самим подросткам. Планирование проходит на общем сборе коллектива или собрании. Воспитанники разбиваются по желанию на микрогруппы.

Ведущие общий сбор (собрание) ставят дополнительные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят воедино и в случае необходимости организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.

Здесь можно успешно применить прием так называемого «мозгового штурма». При "мозговом штурме" следует придерживатьсяряда правил:

· запрещается критиковать идеи;

· поощряются идеи смелые, даже фантастические;

· поощряются комбинирование и совершенствование выдвинутых идей.

Третий этап - коллективная подготовка дела. Па этой стадии руководящий орган (совет дела) данного КТД уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Важно доверие ответственным поручением: "Только ты это можешь сделать".

Четвертый этап - проведение КТД. На этом этапе осуществляется разработанный руководящим органом конкретный план со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающиевовремя проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств и ошибок, допущенных участниками. Главное для воспитателей - пробуждать и укреплять в детях мажорное настроение, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

Пятый этап - коллективное подведение итогов. Здесь важную роль играет общий сбор (собрание) участников проведенного дела. Это может быть общий сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор - "Огонек", посвященный результатам данного дела.

Участие каждою воспитанника в оценке КТД обеспечивается и другими средствами: беседами и анкетами, стенгазетой или линейкой с творческими рапортами. Воспитатели подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач на совещании педагогов, участвующих в данном КТД, на сборе вожатых, на совещании родительского актива или на родительском собрании.

Шестой этап - "последействие" КТД. На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам коллективного творческого дела, задумывается новое дело и т.д. Коллективная творческая деятельность разнообразна по форме и содержанию. Она становится центром целой серии коллективных творческих дел разных видов.

Положительные моменты использования в организации воспитательной работы КТД. В КТД есть дело каждому, даже самому тихому и неспособному. В процессе участия в КТД выясняется, что неспособных нет вообще. Открываются в себе и других участниках таланты, о которых и не подозревали. Уходят комплексы.

Условия успеха КТД. Воздействовать на детей так, чтобы включать каждого как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу. Постоянно сохранять внутреннее духовное родство со своими воспитанниками

Ребенок принимает участие в КТД если он мотивирован на это. Мотивы ребенка: страх наказания; выполнениеданного КТД (для того, чтобы принимать участие в других делах); желание выиграть (дух соревнования); интерес в реализации своих способностей (творческих,интеллектуальных, управленческих, организационных); осознание развивающей роли КТД; осознание необходимости данного КТД для других, основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей.

Этапы КТД:

1. Возникновение замысла.

Цель: актуализация потребности детей в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.

2. Коллективное планирование. – «Оптимисты-пессимисты» или др. методы кол. планирования

Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач.

3. Коллективная подготовка.

Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач

4. Проведение КТД.

Цель: реализация спланированной деятельности

5. Коллективный анализ.

Цель: организация рефлексивной деятельности учащихся.

Формы:

«Орлятский круг» ( «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу»)

«Время на шум»

«Экспресс-газета» («Газета-ветерок», «Газета-мозаика»)

«Цветопись»

«Лица»

Требования к КА:

6. Последействие.(Мостик в будущее)

Цель: выстраивание ближних и дальних перспектив

А) Коллективный анализ (КА) КТД.

В личностно ориентированном КТД главный акцент должен делать­ся на самоанализе участников самого дела. Этому могут соответ­ствовать и специальные формы, и содержание совместного об­суждения (вопросы, адресованные не сразу всем, а обращенные к каждому участнику).

В какой бы форме ни проводился коллективный анализ, классный руководитель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не индуцировать вольное или невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения.

Возможные формы и приемы взаимодействия на этапе коллективного анализа.

1. «Орлятский круг» — это традиционное название вполне мо­жет быть заменено другим: «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу» и т.п.

Преимущества данной формы в том, что «Круг» вовлекает в обсужде­ние каждого, формирует умения ребят слушать друг друга, аргументировано высказываться и соотносить свое мнение с другими.

Ограничение заключается в том, что эта форма коллективного анализа требует достаточного времени и делового настроя класса.

«Разговор по кругу» — одна из самых сложных форм коллек­тивного анализа для учителя: и потому, что он должен высказы­ваться последним (а это для многих взрослых весьма непросто), и потому, что ему бывает трудно создать обстановку, располагаю­щую ребят к серьезности и откровенности. Не каждый школьник без привычки может заставить себя высказать свое мнение, не повторяя высказываний других. Возможно, стимулом будет служить то, что ребята могут отвечать не на все вопросы, а по выбору.

• Мне понравилось сегодняшнее дело, но...

• Мне оно не понравилось, но...

• Я бы изменил (добавил, убрал)...

. Кому мы принесли сегодня радость и пользу?

• Как я оцениваю свое участие?

• Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился
. Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то

• Кому я сам принес радость и пользу?

• Кому бы я сказал спасибо и за что?

• Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?

Содержание и формулировка этих вопросов варьируются в зависимости от возраста и опыта ребят, но в любом случае главноеих назначение — не только обсудить прошедшее дело, но и способствовать формированию рефлексивного опыта воспитанников:

Педагогические приемы: передача по кругу какого-либо предме­та-талисмана; установленный регламент; запрет на критику вы­сказываний и соблюдение других принятых в классе правил об­суждения; специальные роли для застенчивых и пассивных ребят («Хранители правил», «таймеры», «фиксаторы» и др.).

2. «Время на шум». Преимущества данной формы в том, что она позволяет провести обсуждение весьма оперативно и вместе с тем создает условия для большей защищенности ребят, так как их основное взаимодействие происходит внутри микрогрупп.

Ограничение этой формы в том, что не всем ребятам гарантиру­ется проявление их собственной позиции — внутри МИГов ини­циативу обычно берут самые активные, ведь «время на шум» ог­раничено несколькими минутами. Эти же активисты чаще всего берут на себя роли «спикеров» от своих групп, когда наступает время сообщать классу общее мнение МИГа.

В какой-то мере исключить такую опасность поможет исполь­зование несложных педагогических приемов: это уже знакомый нам «сговор» с активистами, которые получают «тайное задание» вклю­чить в разговор самых заядлых молчунов; различные способы раз­биения класса на группы (напомним, что в них должно быть не больше 5 — 6 человек), правило «сменности спикеров» (каждый раз от МИГа должен выступать другой человек), право на «особое Мнение» — каждый может высказать в конце коллективного ана­лиза свою отличную от МИГа точку зрения.

3. «Экспресс-газета» — эта форма имеет, по меньшей мере, две кодификации.

«Газета-ветерок»: все желающие записывают свои ответы и мне­ния на заранее заготовленном листе бумаги. Главное преимущество газеты в том, что она может заполняться параллельно с самим делом и не требует специального времени и какой-то организации.

«Газета-мозаика» — разновидность формы «время на шум»: МИГ получает красочный лист, на котором надо быстро написать групповое мнение. Затем эти фрагменты склеиваются в общую«мозаику» без предварительного озвучивания — каждый прочесть, что думают другие одноклассники.

4. «Цветопись». Неплохо, если в «копилке» наглядности классного руководителя будет цветовой спектр: его можно вывешивать после каждого дела на доске с тем, чтобы каждый отметил тот или иной цвет своего настроения.

Преимущества этой формы в ее быстроте и наглядности, a ограничения в поверхностности (выявляется только эмоциональное отношение ребят к деятельности) и отсутствии взаимодействия. Для частичной нейтрализации этих недостатков полезно I применять следующие приемы:

- для выбора ребятам предлагаются не только цвета настрое­ний, но ивозможные причины, влияющие на их самочувствие (например: «мое личное участие в совместной деятельности», «отношение ко мне одноклассников во время дела», «организация дела» и др.);

-выбор того или иного цвета и выявление причин этого выбо­ра могут осуществляться не индивидуально, а в МИГах; в этом случае целесообразно пояснять причины общего настроения микрогруппы вслух — это займет немного времени и вместе с тем усилит интенсивность взаимодействия ребят.

5. «Лица». Эта форма коллективного анализа аналогична предыдущей, только вместо цвета спектра ребята должны отметить свое настроение с помощью рисунков, изображающих то или иное настроение.

Неплохо, если набор таких рисунков будет у каждого школь­ника в классе или хотя бы у каждого МИГа. Тогда с их помощью можно оперативно не только проанализировать эмоциональное отношение класса к совместной деятельности, но и выявить оценку ребятами своего участия, взаимоподдержки, организационной и содержательной сторон взаимодействия и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: