Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет видах разъяснения. В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, оно может быть:
1. официальным и
2. неофициальным.
Официальное толкование – это разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции. Его особенности:
1. оно дается уполномоченным на то органом;
2. формулируется в определенном акте;
3. формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Виды официального толкования.
1. в зависимости от субъекта толкования оно может быть:
- аутентическим - осуществляется о органом, издавшим норму;
- официозным (легальным) - осуществляется государственными органами, на которые возложена обязанность толковать их.
2. по характеру действия:
- нормативным или
- казуальным толкованием;
3. по уровню оно может быть:
- обыденным - дается гражданами, не имеющими юридического образования;
- профессиональным - имеет место в деятельности юристов;
- доктринальным толкованием - осуществляется учёными-юристами, сотрудниками НИИ, доцентами и профессорами вузов.
Нормативное толкование норм права. Его особенности:
1. это официальное разъяснение;
2. оно обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг людей и на неограниченное количество случаев ("неисчерпаемость" разъяснения);
3. имеет три разновидности: а) аутентическое, б) легальное, в) правоприменительное толкование.
Нормативно толкование законов дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда рф, Высшего арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ принятой путем референдума наделенный Конституционный Суд РФ.
Казуальное толкование норм права. Его особенности:
1. это толкование официальное – оно дается официальными, компетентными органами;
2. оно не имеет общеобязательного значения, распространяется только на конкретный случай;
3. содержится в специальных указаниях разъясняющего характера.
Например, в постановлениях и определениях судов второй и надзорной инстанцией прямо разъясняется смысл применения норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Неофициальное толкование – это разъяснения, не имеющие формального, юридически обязательного значения. Особенности неофициального толкования следующие:
1. оно дается не уполномоченными на то органами;
2. по форме выражения может быть как устным (разъяснения адвокатом, судьей в ходе приема граждан), так и письменно (в периодической печати, в комментарии);
3. не является юридически обязательным.
Виды неофициального толкования. Неофициальное толкование бывает:
1. обыденным (дается любым гражданином);
2. профессиональным (его дают юристы);
3. доктринальным (научное разъяснение юридических норм);
Результаты толкования норм права. Результат толкования-уяснения по своему объёму может быть:
1. буквальным;
2. ограничительным и
3. распространительным (расширительным)
Буквальное толкование. Оно выражается в совпадении текста нормы права и ее смысла. Например, положение п.2. с.т. семейного кодекса РФ: ''Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению''. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, так как не порождает разногласий и споров.
Ограничительное толкование. Оно выражается в несовпадении смысла и текста нормы права. Смысл уже ее содержания. Например, в ч.1 от. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: '"Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположение уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединения не распространяется в частности на детей.
Расширительное толкование. При нем смысл нормы права шире ее текста. Например, законодатель часто использует термин "закон" (судьи независимы в подчиняются только закону). Но истинный смысл слова "закон" состоит в "том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акта высших органов власти.
Говоря об адекватном, распространительном и ограничительном толковании норм права, следует иметь в виду следующее.
1. Не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства; сроки и т.д., четко определенные в самом нормативном акте.
2. Ограничительное или распространительное толкование возможно тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальном выражением, когда такое несоответствие можно доказать.
3. Ограничительное или распространительное толкование может вытекать из системного способа толкования, в частности, из связи общей и специальной нормы. Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму (см. например, ст158 УК РФ "Кража", в ч.1 содержится общая норма, в ч.2 и 3 - специальные нормы по отношению и предписанию, находящемуся в ч.1 они ограничивают последнее в части своего действия).
Ограничительное и распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текстуальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности. Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах и соответствующем образом аргументироваться.