План лекции:
Введение
1. Понятие и классификация источников международного права.
2. Договор и обычай как основные источники международного права.
3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.
4. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
5. Акты международных межправительственных организаций.
6. Источники «мягкого» международного права.
7. Односторонние акты государств.
Заключение
Список литературных источников
Ключевые слова
Введение
1.Понятие и классификация источников международного права.
Под источниками международного права в формальном (юридическом) смысле принято понимать определенные формы закрепления международно-правовых норм — формы, в которых воплощаются результаты соответствующего согласования государственных воль, направленного на формирование правовых норм.
круг источников:
В середине XX в. сложилась традиция, в силу которой вопрос о круге источников позитивного, действующего международного права рассматривается в свете положений ст. 38 Статута Международного Суда ООН. В частности, в этой статье говорится:
«Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
а) международные конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определенно признанные споря-
щими государствами;
a) международные обычаи, как доказательство всеобщей прак-
тики, признанной в качестве правовой нормы;
b) общие принципы права, признанные цивилизованными на
циями;
c) с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и докт-
рины наиболее квалифицированных специалистов по пуб
личному праву различных наций в качестве вспомогатель
ного средства для определения правовых норм.
Нетрудно заметить, что на первом месте (под п. 1а и 1Ь) в ст. 38 фигурируют международный договор и международный обычай.
Судя по всему, именно они и должны рассматриваться в качестве основных источников международного права.
2. Договор и обычай как основные источники международного права.
Международный договор представляет собой явно выра-енное соглашение между двумя и более субъектами между-гродного права.
При этом важнейшее правообразующее значение имеют:
- международные договоры универсального характера;
- договоры, содержащие императивные нормы международного права;
- определенное правообразующее значение имеют и договоры, заключаемые двумя и несколькими государствами и иными объектами международного права. Это договоры, в которых находят свое отражение диспозитивные международно-правовые нормы;
- договоры, призванные зафиксировать решение тех или ных конкретных проблем, возникающих у ограниченного числа субъектов международного права.
международный обычай образуется в результате выявления устоявшейся практики межгосударственного общения — практики, включающей многократно повторяемые действия на международной арене, или наблюдаемое в течение длительного времени воздержание от действий.
Эта практика должна быть не только постоянной и длительной, она должна охватывать максимальный круг государств, участвующих в международном общении.
Но самое главное - эта практика должна применяться с осознанием ее юридической обязательности или правовой необходимости.
Следует остановиться еще на одном вопросе: яв-яются ли два упомянутых выше источника международного рава (договор и обычай) равноценными, обладающими равной юридической силой, или одному из них следует отдать редпочтение.
Было время, когда ученые западной школы преувеличивали значение международного обычая, относя международный договор к чему-то второразрядному.
Им противостояли ученые из «социалистического лагеря». Эти ученые стаяли на первое место международный договор в силу его доступности пониманию «широчайших слоев рабочих и крестьян».
В наши дни все эти взгляды безнадежно устарели. Повсеместно утвердилось представление о том, что международный договор и международный обычай не должны противопоставляться друг другу. Признается их равное правообразующее значение. Приоритетность того или иного из этих двух источников международного права должна определяться в каждом конкретном случае исходя из древнего технического правила lex posterior derogat priori.
Можно найти бесчисленное количество примеров, когда в процессе прогрессивного развития и кодификации международного права устаревшие обычно-правовые нормы заменялись договорно-правовыми. Скажем, до середины 60-х гг. XX в. дипломатическое и консульское право базировалось преимущественным образом на сложившихся еще в XVI-XVIII вв. обычаях. После завершения работы Венских конференций ООН 1961 г. и 1963 г. по дипломатическому и консульскому праву в основу этих двух важных отраслей современного международного права легли конвенционные (договорные) нормы. Подобная же успешная замена договорно-правовыми нормами обычно-правовых произошла и в процессе кодификации международного морского права. Универсальные конвенции 1958 г. и 1982 г. обеспечили модификацию и конкретизацию многих положений, закрепленных до этого международными обычаями, сложившимися еще во время Г. Гроция.
Обратных примеров — примеров того, как вновь сформировавшаяся обычно-правовая норма модифицирует положения действующего универсального международного договора, — не так уж и много. Но они есть, и на их существование указывают многие авторитетные авторы. Так, профессор Г.И. Тункин в работах, опубликованных в 1956—1964 гг., признавал правомерной практику, сложившуюся в Совете Безопасности ООН в 1946-1947 гг., в силу которой положения ст. 27 Устава ООН, предусматривающие необходимость для принятия решений в Совете по непроцедурным вопросам наличия «совпадающих голосов» членов Совета, должны применяться таким образом, что отсутствие в момент голосования одного из постоянных членов Совета не должно рассматриваться как препятствующее «совпадению» голосов. Иными словами, в таких ситуациях, по мнению Г.И.Тункина, считается, что постоянный член СБ ООН не воспользовался своим правом вето. При соблюдении прочих надлежащих условий решение по процедурным вопросам должно считаться принятым. Налицо формирование нормы международного обычного права, которая трансформирует существенные положения весьма важного международного договора.
3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.
О каких общих принципах международного права, «признанных цивилизованными нациями», идет речь?
1.Прежде всего, следует отметить, что в наше время все существующие в мире нации должны быть отнесены к числу цивилизованных.
Это обстоятельство бесспорно, но оно не облегчает решение главного вопроса: о каких принципах в данном случае идет речь?
Споры по данному вопросу на протяжении 40-60-х гг. прошлого столетия занимали умы многих выдающихся юристов-международников. Как нам представляется, наиболее удачное и в каком-то смысле компромиссное решение этой проблемы предложили известные российские ученые Р.Л. Бобров, И.И. Лукашук и Г.И. Тункин. В работе, опубликованной в 1974 г., они утверждали, что под «общими принципами права», содержащимися в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, понимаются положения, которые являются общими как для национальных правовых систем, так и для международного права, а именно: «Это общие правовые понятия, логические правила, приемы юридической техники, используемые при толковании и применении права как международного, так и национального, независимо от социальной сущности той или иной системы права».
К подобного рода правилам относятся, например:
- lex specialis derogat generali («специальный закон отменяет общий закон»);
- lex posterior derogat priori («последующий закон отменяет предыдущий»);
- пето plus juris transferre potest quam ipse habet («никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»);
- и т.д.
Суждение Р.Л. Боброва, И.И. Лукашука и Г.И. Тункина очень удобно для практического применения. Оно не противопоставляет один источник международного права другому. Оно отражает вполне здравое наблюдение, в силу которого любые принципы международного права, так или иначе, находят свое воплощение в конкретных нормах договорного или обычного международного права.
Анализ содержания ст. 38 Статута Международного Суда ООН подводит нас к мысли об исчерпании круга источников международного права в формальном смысле. Ибо то, о чем говорится в Статуте, не имеет прямого отношения к источникам международного права как таковым, а представляет собой перечень (к тому же неполный!) вспомогательных средств «для определения правовых норм».
4. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
А). Судебные решения:
Разработчики Статута Международного Суда ООН призывают относиться к судебным решениям как к сугубо правоприменительному инструменту.
Нас не зря отсылают к ст. 59 Статута, где говорится о том, что судебные решения обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.
Хотя нельзя не заметить, что в реальной жизни решения международных судов оказывают существенное влияние на правоприменительную практику, и на весь процесс прогрессивного развития международного права.
Более того, мнение Международного Суда ООН, выраженное в решениях по конкретным делам, рассматриваемых им, и в консультативных заключениях, выносимых по запросам компетентных международных инстанций, в должной мере учитывается как в работе правотворческих органов ООН (Комиссии международного права ООН и Шестого комитета ГА ООН), так и в работе регулярно созываемых международных кодифицирующих конференций всемирного масштаба.
Словом, судебные решения должны рассматриваться в качестве важных вспомогательных средств для определения (распознания) правовых норм, воплощаемых в формируемых международно-правовых обычаях и в разрабатываемых международных договорах.
Б). доктрины:
Доктрина международного права, научные труды юристов-международников разных стран, вне всякого сомнения, играют важную роль в процессе как правотворческой, так и правоприменительной деятельности на международной арене, но они никак не могут включаться в общий перечень источников современного международного права.
В). решения международных межправительственных организаций:
На этом можно было бы и завершить рассмотрение вопроса об источниках международного права, если бы не одно обстоятельство. По каким-то причинам за пределами ст. 38 Статута Международного Суда ООН оказались решения международных межправительственных организаций, которые играют немалую роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права. Чем это можно объяснить? Не исключено, что этот явный недостаток ст. 38 Статута Международного Суда ООН не был вовремя обнаружен из-за спешки, в которой разрабатывался текст этого документа. Над проектом Статута весной 1945 г. работали члены так называемого Вашингтонского комитета юристов. Название этого органа не должно вводить в заблуждение. Он не был подобен собранию независимых экспертов, в спокойной и свободной обстановке разрабатывающих проект международно-правового акта. Вашингтонский комитет состоял из правительственных экспертов, назначенных государствами из числа приглашенных на учредительную конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско.
До начала конференции оставалось чуть больше месяца, проект Устава всемирной организации безопасности, получившей вскоре наименование «Организация Объединенных Наций», был уже почти готов, оставалось согласовать проект Статута Международного Суда ООН, которому предстояло стать приложением к Уставу всемирной организации. Времени у Вашингтонского комитета было очень мало. К тому же много времени в комитете ушло на малопродуктивные споры о том, следует ли создавать при ООН новый международный судебный орган и не лучше ли возродить Постоянную палату международного правосудия, действовавшую во времена Лиги Наций. К моменту, когда был сделан окончательный выбор в пользу нового судебного органа, времени для обстоятельного обсуждения проекта Статута нового суда уже не оставалось. В спешке члены Вашингтонского комитета попросту переписали некоторые положения из Статута Постоянной палаты международного правосудия. Так и родилась знаменитая ст. 38 Статута Международного Суда ООН, повторяющая почти дословно то, что было записано в Статуте указанной Палаты. В силу названных причин «за бортом» остался вопрос о юридической силе многочисленных решений международных межправительственных организаций.
Когда во время Версальской мирной конференции разрабатывались учредительные документы Лиги Наций, включая и Статут Постоянной палаты международного правосудия, еще не существовало международных межправительственных организаций универсального характера, отсутствовала и практика принятия такими организациями каких-либо решений. Поэтому преждевременной представлялась постановка вопроса об определении юридической силы таких решений. Таким образом, в 1919 г. в Версале об этой проблеме еще не думали, а в 1945 г. в Вашингтоне для решения этой проблемы не хватило времени.
5. Акты международных межправительственных организаций.
Решения международных межправительственных организаций, и прежде всего резолюции ГА ООН, имеют большое право-образующее значение.
Их роль в процессе прогрессивного развития и кодификации международного права весьма заметна. Не ясно лишь одно: можно ли включать эти решения в общий перечень источников международного права наряду с международными договорами и международными обычаями? Или их все же следует рассматривать в качестве одной из разновидностей «вспомогательных средств», способствующих распознанию правовых норм?
Представляется, что, несмотря на чрезвычайную важность таких решений, в особенности резолюций ГА ООН, их нельзя приравнивать к бесспорным источникам международного права, а именно к международным договорам и международным обычаям. В Уставе ООН (как и в уставах многих других международных межправительственных организаций) нет положений, которые бы наделяли руководящие органы международной организации какими-либо законодательными функциями. Что касается ГА ООН, то из Устава и правил процедуры ГА ООН со всей очевидностью вытекает рекомендательный характер резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Содержащееся в ст. 10 Устава ООН положение о рекомендательном характере резолюций ГА ООН не является случайным: разработчики Устава ООН явно желали подчеркнуть необязательность для суверенных государств решений Генеральной Ассамблеи ООН в отличие от принимаемых в особом порядке правоприменительных постановлений Совета Безопасности ООН.
Как справедливо отмечал Г.И. Тункин, норма международного права возникает лишь тогда, «когда имеется согласование воль государств относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права...
голосуя за какую-либо резолюцию... государство имеет в виду, что его голосованию не может быть придано большее значение, чем то, которое определяется Уставом Организации Объединенных Наций..
Резолюции ГА ООН не создают непосредственно прав и обязанностей для государств-членов и в этом смысле не могут быть приравнены к нормам международного права.
В резолюциях ГА ООН может быть указано, в чем состоит «пробел» в действующем международном праве.
Таким образом, представляется обоснованным вывод о том, что резолюции ГА ООН, как и решения руководящих органов других международных межправительственных организаций, не должны рассматриваться в качестве непосредственного источника международного права, что не умаляет признания их важной роли в процессе международного правотворчества.
6. Источники «мягкого» международного права.
В последние годы представления о существовании некоего «мягкого» права все чаще находят свое отражение в специальной литературе. Оно привлекает внимание не только теоретиков международного права, но и служит поводом для высказываний дипломатов, занятых активной работой по реализации внешней политики своих государств.
Речь идет о неких промежуточных нормах, напоминающих нормы международного права, но не обладающих всеми их качествами.
Одни ученые относят такие нормы к политическим нормам рекомендательного характера. Другие — обращают внимание на серьезные обязательства морально-политического характера, которые берут на себя государства, формулирующие соответствующие положения. В юридической литературе обращается внимание на учреждение в некоторых случаях в рамках отдельных международных организаций специальных механизмов по контролю за соблюдением таких норм.
В качестве примера норм «мягкого» международного права можно указать на положения Заключительного акта СБСЕ, принятого в Хельсинки летом 1975 г. Положения этого акта, как и многие другие документы, принимаемые в рамках так называемого «Хельсинкского процесса» с должным основанием могут быть отнесены не просто к «политическим нормам» рекомендательного характера, а к нормам «мягкого» международного права или, как их еще часто называют, «мягким нормам» международного права - нормам, которые государства обязались соблюдать на основе своего добровольного волеизъявления, но которые не защищены всеми теми санкциями, которыми должны быть защищены нормы «твердого» международного права. В частности, представляется маловероятным, что Международный Суд ООН по межгосударственному спору вынесет решение, которое базировалось бы исключительно на положениях Заключительного акта СБСЕ 1975 г. Однако данное суждение не следует рассматривать в качестве отрицания возможности вынесения судебного решения с согласия сторон на основе ex aequo et bono, как это предусмотрено п. 2 ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
7. Односторонние акты государств
Вопрос о возможности отнесения односторонних актов государств к источникам международного права носит весьма дискуссионный характер.
Не в последнюю очередь это связано с отсутствием единой позиции в доктрине международного права в отношении определения понятия «односторонние акты государств».
В науке сложилось два подхода к решению этого вопроса.
Сторонники широкого подхода относят к односторонним актам государств все акты и действия, совершаемые государством в одностороннем порядке. Помимо односторонних актов, относительно которых в международно-правовой литературе существует определенное согласие (таких, как обещание или «декларация обязательства», признание, протест и отказ), к односторонним актам причисляют также такие формально односторонние акты, как нотификация, некоторые акты законодательства (например, касающиеся вопросов гражданства, установления границ территориальных вод), оккупация, объявление войны или её прекращение, разрыв дипломатических отношений и т. д. Кроме того, сторонники этого подхода относят к таким актам присоединение к международному договору, оговорку к нему, выход из договора, а также декларации государств о ниизнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН.
Сторонники узкой трактовки считают, что среди всех актов и действий, совершаемых государством в одностороннем порядке, следует выделять те акты, которые способны самостоятельно вызывать международно-правовые последствия, не требуя для этого какого-либо вмешательства со стороны иных субъектов международного права. Такие акты называют односторонними актами государств stricto sensu (в строгом смысле), строго или «чисто» односторонними актами. Исходя из этой теории, только такие акты можно считать истинно односторонними актами государств.
Существование таких актов подтверждается теорией и практикой. Одним из наиболее ярких подтверждений их юридической обязательности являются решения Международного Суда ООН по делу о ядерных испытаниях (Новая Зеландия против Франции, Австралия против Франции, 1974 г.). Суд, в частности, указал: «Когда намерение государства, делающего подобное [одностороннее — Е.К.] заявление, состоит в том, чтобы быть юридически связанным его условиями, это намерение придает заявлению характер юридического обязательства». При этом «никаких действий, являющихся по своей природе действиями quid pro quo, ни какого-либо последующего принятия декларации, ни даже какого-либо ответа или реакции других государств не требуются для того, чтобы такая декларация возымела силу, поскольку такое требование было бы несовместимо со строго односторонним характером такого юридического акта...».
Учитывая, что источники международного права - это форма воплощения международно-правовых норм, можно сделать вывод, что акты, являющиеся односторонними лишь формально, нельзя считать источниками международного права. Эти акты сами по себе не являются источником прав и обязанностей в соответствии с международным правом.
Как правило, они выступают в качестве юридического факта, который ведет к появлению прав и обязанностей, уже установленных другими источниками международного права, или же являются одним из элементов согласования воль государств, которое приводит в итоге к формированию такого источника.
В то же время односторонние акты в строгом смысле этого термина, такие как обещание, признание, отказ от прав, правомочий, претензий, ведут к созданию обязательств для государств, совершающих их, и права для государств, которым они адресованы, т.е. являются источником прав и обязательств по международному праву. Односторонний акт протеста также вызывает самостоятельные международно-правовые последствия в виде подтверждения прав протестующего государства и недопущения их утери. Поэтому некоторые ученые относят такие акты к источникам международного права.
Несмотря на важное значение, которое имеют односторонние акты государств в современном международном праве, их все же нельзя отнести к источникам международного права в общепринятом значении этого термина. В процессе создания односторонними актами прав и обязательств отсутствует такой необходимый для установления источника международного права элемент, как согласование воль государств. Кроме того, нельзя с полной уверенностью утверждать, что посредством односторонних актов государств создаются нормы международного права, поскольку последние содержат общеобязательные правила поведения, а односторонний акт создает но-'вые обязательства только для одного государства — его автора.
Закрепившиеся в доктрине международного права определения терминов «источник международного права», «норма международного права» не позволяют включить односторонние акты государств в число источников международного права. Однако это нисколько не снижает их юридической значимости в системе международно-правового регулирования по сравнению с общепризнанными источниками. Нельзя подвергать сомнению тот факт, что односторонние акты государств являются источником прав и обязательств по международному праву.
Посредством одностороннего акта обещания государство берет на себя новые обязательства в отношении других субъектов международного права. Односторонние обещания могут касаться самых разнообразных аспектов межгосударственного сотрудничества: от визовых вопросов до обязательств в области разоружения. Для того чтобы одностороннее обещание могло вызвать последствия по международному праву, необходимо, чтобы на то было намерение государства, совершающего такой акт. Для установления такого намерения необходимо учитывать сам текст заявления, четкость формулировок, используемых в нем, а также условия, при которых оно было сделано.
Односторонний акт признания выражает намерение рассматривать определенную ситуацию, изменения в международном правопорядке, претензию как соответствующие международному праву. В зависимости от объекта признания и условий его предоставления могут различаться международно-правовые последствия этого акта. Единым общим последствием для всех актов признания выступает возникающее для автора такого акта обязательство не оспаривать законность того, что было им признано ранее.
С помощью одностороннего акта отказа государство может отказаться от определенных прав, правомочий или претензий. При этом должно быть ясно продемонстрировано, что государство, совершающее акт отказа, намерено своим односторонним актом потерять права или другим образом ограничить свою свободу действий. Существует общая норма международного права, которая не допускает возможность презумпции отказа.
Наиболее распространенным средством защиты государством своих прав является односторонний акт протеста. С помощью протеста государства подтверждают свои права, исключают всякую возможность толкования поведения государства как молчаливого согласия и побуждают нарушителей к прекращению или недопущению нарушений своих прав. В некоторых обстоятельствах протест является необходимым для недопущения утраты права. Если государству становится известно об акте, нарушающем его права, и при этом оно не заявляет протест, такое поведение может быть расценено как отказ от таких прав. Необходимо отметить важную роль, которую играет акт протеста в формировании международного обычая. Протест может препятствовать появлению обычая, а в случае его появления этот акт способен не допустить применение обычной нормы в отношении протестующего государства. С 1996 г. КМП ООН занималась работой по выявлению и уточнению обычных норм, применимых к односторонним актам государств. В 2006 г. она представила вниманию ГА ООН документ, озаглавленный «Руководящие принципы, касающиеся односторонних официальных заявлений, сформулированных государством с намерением породить обязательства но международному праву». Этот документ, хоть и не дал ответов на все вопросы, которые были поставлены перед КМП ООН, стал важным шагом на пути к кодификации односторонних актов государств. Принципы предусматривают ряд положений, отражающих общепринятую практику в отношении односторонних актов государств в строгом смысле (роль принципа добросовестности в обосновании юридической силы таких актов, свобода формы их совершения, правило ограничительного толкования односторонних актов, невозможность произвольного отзыва и некоторые другие). Сформулированы критерии, позволяющие определить юридический характер односторонних актов государств: публичность одностороннего акта, решающее значение намерения принять юридическое обязательство.
И так, при определении прав и обязательств государств необходимо учитывать не только общепризнанные источники международного права, но и односторонние акты государств. Они хоть и не охватываются понятием «источники международного права» в общепринятом значении этого термина, но могут являться источником прав и обязательств по международному праву, которые подлежат соблюдению на основании принципа добросовестности и нарушение которых может привести к возникновению международной ответственности для государства-автора.
Лекция №6 Соотношение международного права и внутреннего права государств.
План лекции:
Введение
1. Доктринальные подходы к проблеме соотношения международного и национального права.
2. Влияние национального права на процесс международного нормотворчества.
3. Влияние международного права на функционирование национального права.
Заключение
Список литературных источников.
Ключевые слова.