Акт толкования норм права – это правовой акт, который содержит разъяснение юридических норм. Их называют интерпритационными актами. Наряду с нормативными актами и индивидуальными актами интерпритационные акты образуют особую (третью) группу правовых актов. Особенности актов толкования норм права следующие:
1. они представляет собой разъяснение смысла юридических норм;
2. содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
3. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;
4. не являются формой и источником права
Виды актов толкования норм права.
1. В зависимости от типов официального толкования они подразделяются на
- акты нормативного толкования и
- акты казуального толкования;
2. исходя от органов, дающих толкование, различают:
- акты органов государственной власти;
- акты органов управления;
- акты судебных органов;
- акты прокурорских органов;
- и т. п.;
3. в зависимости от предмета правового регулирования:
- акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;
4. в зависимости от характера норм права:
- материальные и
5. в зависимости от формы нормативных правовых актов:
- указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;
6. в зависимости от юридической природы правового акта различают:
- интерпритационные акты правотворчества;
- и интерпритационные акты правоприменения;
7. по юридической силе различают:
- акты официального толкования (указы, разъяснения, постановления государственных органов, обязательные для правоприменительных органов;
- акты неофициального толкования (юридические учебники, монографии, комментарии кодексов и другие акты доктринального толкования);
8. по внешней форме различают
- акты письменные и
- акты устные.
Нормативные акты толкования характеризуются тем, что
1. распространяют свое действие на неопределённый круг субъектов и
2. рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма.
В этом смысле они носят общеобязательный характер. Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и акты разъяснения Конституционного Суда.
Однако акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативно-правового акта. Во-первых, они не должны содержать оригинальных норм права. Государственный орган или должностное лицо, давая соответствующие комментарии, не могут и не должны вторгаться в компетенцию правотворческого органа вместо него творить право, создавать новые, не содержащиеся в комментируемом акте нормы.
Во-вторых, акты официального нормативного толкования утрачивают силу в ином порядке, нежели нормативно-правовые акты. Для признания утратившими силу им не требуется специального решения компетентного правотворческого органа. Они утрачивают силу с того момента, как официально признаются недействующими интерпретируемые ими нормативно-правовые акты.
Казуальные акты толкования характеризуются тем, что:
1. относятся к конкретному случаю и
2. касаются конкретных лиц.
С этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.
В теорий права акты нормативного толкования рассматриваются как правоположения, а акты казуального разъяснения - как прецеденты. Правоположения имеют уточняющий характер, прецеденты толкования служат в качестве образца при разрешении аналогичных дел.