Стилистическая структура языка

Понятийно-терминологический аппарат лингвистики.

Лекция № 4.

Тема: Задачи стилистики как учебной дисциплины:

1. Рассмотрение языка в действии (речеведческая дисциплина).

2. Выделение в языке предметной области лингвостилистики.

3. Ознакомление с понятийно-терминологическим аппаратом стилистики.

4. Ознакомление с функционально-стилевой и экспрессивно- эмоционально оценочной окрасками.

5. Система функциональных стилей.

6. Стилистическая норма как более высокая норма литературного языка.

7. Место стилистики в кругу других вузовских дисциплин.

8. Практическое владение пятью стилями, необходимыми для учителя.

1. Стиль – центральное понятие в любой стилистике. Различают стили функциональные и экспрессивные. Функциональных стилей пять, из них четыре книжных: официально-деловой, научный, публицистический, художественно-беллетристический; один устно-обиходно-бытовой; и три экспрессивных стиля: нейтральный, повышенный, сниженный. Возникает вопрос: к чему относятся функциональные стили: к языку или к речи? Ответы разные: выделяют стили языка (Панфилов), есть стили речи (в школьных учебниках), стили языка и стили речи (Головин Б.Н., Черимисин П.Г., Виноградов В.В.). Трудности вызывает вопрос: где стили языка, а где стили речи. Черемисин – автор книг по стилистике «Стилистика языка» и «Стилистика речи» (вторая часть). Разделение весьма условное.

Мы выделяем стили языка – речи. И это правильно, так как стилистика изучает язык в речи, в речевом общении. Из языка берут «заготовку», а в речи ее доделывают, видоизменяют, комбинируют самые разнообразные средства.

Экспрессивные стили.

В них действует трехчленная стилистическая парадигма (нейтральная – 0, повышенная окраска +, пониженная окраска - –).+ - очи, орган зрения 0 – глаза, – - зенки, гляделки.

Функциональные стили (макростили).

В структуру входят и объективно существующие функциональные стили, которые тоже, правда, по-своему, подчиняются стилистической парадигме.

3. Стилевая окраска – это родовое понятие, оно относится к окрашенности / неокрашенности / текста, проявляющейся в лексике, фразеологии и др.

Различают окраску двух видов: функционально-стилевая – по принадлежности к функциональному стилю. Например, к книжному стилю (реакция, конкуренция, идеологическая борьба). Иногда рассматривается и более детальная окраска. Например, к официально-деловому (разрешите доложить, необходимо уведомить).

Второй вид окрашенности напрямую не связан с пятью стилями, а скорее связан с эмоциональной, экспрессивной оценкой, которая «прикрепляется» к слову (жена лейтенанта – 0; лейтенантова жена - –).

Многие слова имеют либо положительную, либо отрицательную окраску, они выделяются на фоне нейтральной. Нейтральное слово «беспорядок» оттеняет книжное слово «ералаш», «безалаберщина», разговорное «бардачок».

Отдельно скажем о термине – коннотация (садануть = ударить + ударить сильно). Иногда коннотацию называют «созначением».

4. Стилевая черта – стилистический признак того или иного стиля в целом. Этих черт много, для четкости объединим их в контрастные пары:

1. безобразность и образность. Первая связана с официально-деловым стилем, а вторая – с художественным и разговорным стилями. Некоторые ученые пишут образно. Протокол о задержании пьяного шофера – алкогольное опьянение такой-то стадии. Сравнение неба с чашей (Вл. В. Набоков):

На черной чаше небосвода,

Как золотая капля меда

Сверкает сладостно луна.

(луна –капля меда)

Еще пример. Исаковский. «Слышит, как чеканит осень пятачки (листья осины падают на землю).

2. Рациональность и эмоциональность. Рациональность – научный и официально-деловой стили; эмоциональный – публицистический стиль (предвыборная компания).

4. Точность и неточность. Точность – научный стиль; неточность – в разговорной речи (в смысле «давай рванем в буфет»).

5. Логичность и нелогичность. Логичность – научный стиль; нелогичность – разговорный стиль.

5. Стандартизированность и уникальность. Официально-деловой и научный стиль подчинены стандарту. Не случайно официально-деловой стиль превратился в анкетный стиль (заявления, расписки, протоколы, резюме). Художественный стиль уникален, и каждое произведение «одноразовое». Стилевые черты имеют полевое строение, разлиты по всему художественному тексту.

Синонимия, вариантность и соотнесенность как база стилистики (У жены твоей очи, и не губы – уста). В стилистике они составляют главную базу, на них и держится стилистика. Эта парадигма есть в фонетике, морфологии…Напр.: + - тысяча, 0 – тысяча, - - тыща

Взбеленился – это фонетические варианты, они стилистически нагружены.

Молочный - [шн] – два фонетических варианта, с точной стилистической дифференциацией. Сердешные дела – сердечная недостаточность.

База стилистики расширяется за счет вариантов: лексических и фразеологических (глава-башка-чердак; мало – куры не клюют), фонетических, морфологических (чая – чаю, свеч – свечей), синтаксических (капитанская дочь – дочь капитана). Синтаксические конструкции – дом, который стоит у дороги, стоящий у дороги. Ср. «Голова-».

В синтаксисе не принято говорить о синонимах, но среди соотносительных конструкций бывают синонимичные: Дом, который стоит у дороги. Дом, стоящий у дороги. Дом у дороги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: