Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации – это комплекс нормативных актов, которые регулируют порядок организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ имеет 4 уровня:
1. Законодательный.
2. Нормативный.
3. Методический.
4. Организационный.
Законодательный уровень включает федеральные законы и иные законодательные акты (указы Президента и Постановления правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета в организации. К документам первого уровня относятся:
· Гражданский кодекс Российской Федерации, который является правовой базой регулирования экономических отношений.
· Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.
· Другие правовые акты.
Нормативный уровень включает Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают общие принципы и правила ведения бухгалтерского учета в организации по отдельным разделам учета. Они утверждаются приказами Министерства финансов РФ. К документам второго уровня относятся:
· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. Оно разработано на основе Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и содержит нормы закона с развернутыми пояснениями этих норм.
· Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на его отдельных участках. В настоящее время разработано 24 ПБУ.
Методический уровень включает методические указания, рекомендации, инструкции и другие аналогичные документы, которые регулируют методы ведения бухгалтерского учета отдельных видов хозяйственных средств и отдельных видов хозяйственных процессов. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
Организационный уровень включает организационно-распорядительные документы организации для внутреннего пользования, утвержденные руководителем (приказы, распоряжения, графики и т.д.). Эти документы определяют особенности организации и ведения учета в каждой конкретной организации в зависимости от масштабов и видов деятельности.