Система социального партнерства в сфере труда

Приятие, принципы и формы социального партнерства.

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (пpeдcтaвитeлями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодате­лей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредст­венно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Социальное партнерство включает как двусторонние отно­шения между работниками (представителями работников) и работодателем (представителем работодателя) - бипартизм, так и трёхсторонние отношения: работники - работодатели - орган государственной власти или орган местного самоуправления - трипартизм.

Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учёт интересов сторон; заинте­ресованность сторон в участии в договорных отношениях; со­действие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторона­ми и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; доброволь­ность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства в России включает шесть уровней:

- федеральный уровень, на котором, устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федера­ции;

- межрегиональный уровень, на котором устанавливаются ос­новы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

- региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

- отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, на котором устанавливаются ос­новы регулирования отношений в сфере труда в муниципаль­ном образовании;

- локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных воров, соглашений;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участие работников, их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В качестве правовых форм партнёрства выступают коллективные договоры и соглашения. Возможно появление и других правовых форм.

Стороны социального партнерства. Ими являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном законом порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым) законодательством.

В соответствии с ТК РФ (ст. 29) представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрения трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений представляет соответствующие профсоюзы, их территориальные организа­ции, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут упол­номочить орган первичной профсоюзной организации представ­лять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по во­просам индивидуальных трудовых отношений и непосредствен­но связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ).

Иные представители работников могут принимать участие в социальном партнёрстве лишь в случаях, когда работники у дан­ного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первич­ных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представ­лять интересы всех работников на локальном уровне. Тогда на общем собрании (конференции) работников для осуществле­ния указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников особый представительный орган. При этом наличие иного представителя не может являться пре­пятствием для осуществления первичными профсоюзными ор­ганизациями своих полномочий.

Представителями работодателя являются руководитель орга­низации, работодатель -индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством, субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. При проведении коллек­тивных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их за­ключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей - это некоммерческая организа­ция, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей установлены Федеральным законом «Об объединении работодателей».

В соответствии со ст. 34 ТК РФ представлять таких работодателей, как федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы и органы местного самоуправления.

Органы социального партнерства. К ним относятся комиссии, образуемые по решению сторон на равноправной основе из наделённых необходимыми полномочиями представителей. Они образуются для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением. Комиссии не находятся в отношениях соподчинения - каждая из них решает свои задачи только на своём уровне социального партнерства.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Членами комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах РФ и на территориальном (муниципальном) уровне могут образовываться трёхсторонние комиссии по регу­лированию социально-трудовых отношений.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовывать­ся отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они могут формироваться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локаль­ном уровне образуется комиссия для ведения коллективных пе­реговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Коллективные переговоры - это основанные на диалоге (обмене мнениями) работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда. Переговоры высту­пают одной из важнейших форм социального партнерства.

Согласно ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных пе­реговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи ка­лендарных дней со дня получения указанного предложения, на­правив инициатору проведения переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комис­сии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Трудовым кодексом (ст. 37) регламентировано несколько возможных случаев организации процесса коллективных пере­говоров со стороны работников. Вчастности, две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в сово­купности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый предста­вительный орган для ведения коллективных переговоров, раз­работки единого проекта и заключения коллективного догово­ра. Формирование такого органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимостиот численности членов профсоюза, при этом в его состав дол­жен быть включен представитель каждой из первичных проф­союзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол­лективных переговоров по подготовке, заключению или изме­нению коллективного договора от имени всех работников.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, сроков и места проведения переговоров. Днём начала коллективных переговоров является день, следующий за днём получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа на свое предложение. При ведении коллективных переговоров стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров, не разглашая при этом сведения, которые относятся к охраняемой законом тайне.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованноерешение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ). Урегулирование возникших разногласий производится в порядке, установленном ст. 61 ТК РФ.

Участие работников в управлении организацией. Это одна форм социального партнёрства. Оно осуществляется непосредственно или через представителей и регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, а также учредительными документами организации и коллективным договором.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются (ст. 53 ТК РФ):

- учёт мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и коллективным договором;

- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по её совершенствованию;

- обсуждение представительным органом, работников плана социально-экономического развития организации;

- участие в разработке и принятии коллективных договоров;

- иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

К иным формам участия работников в управлении организацией следует, в частности, отнести право профессиональных союзов, закреплённое в ст. 16 Закона о профсоюзах, иметь по уполномочию работников своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Расширять формы социального партнерства предлагает и Рекомендация МОТ № 129 1967 г. «О сотрудничестве между администрацией и трудящимися на предприятии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: