Специфика объемно-пространственного (пластического) формообразования. Специфика и условия стилеобразования в дизайне

Специфика стиля в объемно-пространственном (пластическом) формообразовании обусловлена спецификой пространственных искусств, а именно такими признаками, как:

· Материальность – выявляют себя наглядно, ощутимо в материале;

· требуют при создании использования различных (более или менее плотных) пластических материалов (мягких, жидких, твердых, газообразных и т.д.);

· Ограничены спецификой использованных материалов, поскольку их характеристики (свойства) обусловлены в том числе и определенными техниками (технологиями) обработки использованных материалов;

· Имеют телесную природу, обладают пластической формой, имеют определенный объем и занимают определенное место в пространстве;

· Пространственность – трех-, а то и четырехмерны, занимают собою определенное пространство, причем нередко при их восприятии задействуется также категория времени;

· Доступны различным, подчас сразу нескольким, сенсорным (или чувственным) каналам восприятия (зрение, осязание, обоняние, моторика).

Стиль в пластических искусствах во многом обусловлен характером и свойствами выбираемых материалов и способами их художественной обработки, т.е. техникой и технологией их создания

Наиболее ярко стиль «прочитывается», т.е. раскрывается, проявляет себя в искусствах, свободных от излишней миметичности, т.е. преимущественно «в архитектуре и в орнаменте» (А. Ригль)

Крупные эпохальные исторические стили возникают как результат синтеза пространственных искусств на основе архитектуры (романика, готика, барокко, классицизм, рококо и др.)

Синтез пространственных искусств предполагает взаимодействие архитектуры, скульптуры, живописи, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства в едином пространственно-пластическом ансамбле (храма, дворца, королевской резиденции, аристократического особняка, буржуазного или крестьянского жилища)

Стиль в дизайне (взаимодействие искусства, науки, промышленных технологий) определяется взаимодействием следующих аспектов создания конечного продукта:

  • художественного,
  • функционального,
  • технологического,
  • производственного,
  • потребительского,

а также коллективным методом работы над ним (в сообществе ученых, инженеров, художников, менеджеров).

Поскольку стиль определяется органическим единством формы-и-содержания, то есть адекватностью и точностью взаимодействия системы выразительных (пластических) средств и выражаемой ими идеи (содержания). Их соответствия друг другу.

Дизайн, решая задачи разработки и создания оптимальной жизненной среды для гармоничного существования человека сегодня, обращается к тем же задачам на новом уровне технического прогресса

Зона действия дизайна – сфера жизнедеятельности человека, жизненная среда и разнообразное вещество, ее наполняющее и формирующее. Она включает в себя интерьер и экстерьер здания, ландшафтное окружение, а также мебель, ткани, посуду, разнообразные инструменты, осветительные приборы, одежду, бытовую технику, различные приспособления, транспортные средства и т.д.

Жизненное пространство (материальная среда жизнедеятельности) человека образует систему объемно-пространственных, или пластических, оболочек вокруг человека, выполняющих роль медиатора (посредника) во взаимодействии человека с окружающей средой (природой и социумом), оптимизирующей эти отношения (приспособительная функция) и направляющих их (в идеале) на благо обеих участвующих в такой коммуникации сторон (и природы/социума, и человека).

Объединяющим и связующим началом в данной пластической системе выступает категория стиля (художественного), равно как и сам факт присутствия и наличия человека внутри этой системы, ее автора, разработчика и создателя, также как и потребителя.

Насколько актуальна вообще проблема художественного стиля. Возможно ли его сформировать сознательно и специально или же стиль - это скорее ароматное послевкусие, естественный (и отчетливо ощущаемый в процессе восприятия объекта или искусственной среды, хотя и невербализируемый) продукт художественного творчества?

Единство стилевого решения дизайн-среды строится по образцу и подобию решений классического искусства разных эпох и народов, используя наработанный тогда арсенал художественных средств с учетом технологических новшеств современности, стилеобразование в дизайне строится по образцу и подобию классических стилей

Правомочность разработки теории формирования стиля. Стиль определяется при восприятии художественной формы, плохо вербализуется при отчетливой ощущаемости. Можно ли говорить о системе критериев, норм при формировании стиля или же ограничиться констатацией его составляющих? Каковы составляющие (или критерии) стиля в различных видах искусств и в сферах дизайна?

Необходимость разработки теории стилеобразования для дизайна как системы правил, норм и принципов стилевого единства, реализуемых в дизайн деятельности, обусловлена самой практикой этой деятельности. Эта потребность возникла как результат таких исторически обусловленных процессов, как:

  • Научно-технический прогресс
  • Индустриализация
  • Появление новых техницизированных видов искусств (фотография, кинематограф, телевидение, видео, медиаискусство)
  • Превращение ремесла (в том числе художественного) в производство
  • Ручной техники в промышленную технологию
  • Стандартизацией и унификацией творчества
  • Обезличиванием творческого акта
  • Увеличением темпов производства и количества выпускаемой продукции
  • Необходимостью исходить из технических возможностей производства или учитывать их
  • Массовым характером потребления продуктов (товаров).

Возможности разработки целостной теории стилеобразования применительно к дизайн-деятельности сегодня остаются проблематичны. Акт творчества – уникальный акт. Ориентир – исторические художественные стили и эксперименты по их созданию

В своих истоках стилеобразование в дизайне следует по пути классического искусства. Но что на выходе? Какова специфика этого процесса в дизайне применительно к новой технической эстетике?

Предметно-пространственная среда - система материальных (пластических, или же объемно-пространственных) оболочек вокруг (тела) человека. Это сгущение энергии, соединенное с творческим импульсом и воплощенное в материальной (вещественной) форме как ответ на разнообразные потребности человека в его приспособлении к условиям (требованиям) окружающей среды, природной и социальной.

Будучи искусственно (им) созданными, они, каждая сама по себе и в качестве целостной системы, предназначены для организации взаимодействия человека с окружающей средой (в первую очередь, природой, социумом, другими людьми).

Развитие дизайн-деятельности связано с развитием общества потребления, когда конечный материальный продукт творчества становится товаром, зачастую массового потребления (противоречие между уникальным и массовым) и когда:

  1. количество и разнообразие этих продуктов превосходит естественные потребности человека;
  2. потребление (реализация) этого продукта требует искусственного стимулирования покупательской способности населения (через рекламу).

Предмет, искусственно созданная среда (пространство пребывания) – некая материализованная потребность или набор возможностей для жизни, т.е. для нахождения, пребывания и полноценного функционирования в ней.

В системе общества потребления существует иллюзия того, что предметный мир способен полностью обеспечить и утолить все разнообразные потребности человека, что искусственно созданный предмет (среда или реальность) как застывшая материальная форма или информационная структура, предмет манипуляции, в качестве ответа на некую потребность способны полностью удовлетворить человеческое существо. Все дело якобы в количестве, разнообразии и новизне. Это иллюзия.


Тема П


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: