Эволюция европейского костюма. Современные тенденции его развития

Структура исторического костюма. Мужской и женский костюм: гендерные различия. Костюм - социальная оболочка человека. Типология тканей и конструкций. Стилевые особенности исторического костюма. Типология предметных форм одежды и ее эволюция. Основные механизмы развития стиля: обычай и мода. Современное массовое производство и "высокая мода". Индивидуальный стиль.

Одежда как способ оформления тела. Покров и «символ» тела. Динамика (жизнь тела) и ее выражение через костюм. Одежда и поведение (способы телесного функционирования).

Социальные механизмы регулирования стиля и функционирования одежды:

Обычай (традиция) – ориентирован на повторение и воспроизведение первичных образцов, устойчив, ориентирован на воспроизведение без изменений.

Мода – подразумевает относительно быструю и частую смену образцов для подражания. Имеет массовый характер. Ориентирован на отход от первообразцов, динамичен, мобилен, цикличен. Оборот – каждые 25-30 лет.

Основные аспекты эволюции костюма:

  • Функциональный
  • Технологический
  • Семантико-семиотический
  • Пластический

Универсальный крой

Индивидуальный крой

Массовое стандартизированное производство (начиная с одежды прет-а-порте)

Выражение законов построения Космоса и гармонии Бытия

Выражение индивидуального мировоззрения человека

Выражение стереотипов массового сознания

Полюса:

  • Одежда повторяет контуры тела (сливается с ним);
  • Костюм предельно отличен от тела. Он экспансивно вторгается в окружающее пространство, занимает определенное пространство, имеет искусственно созданный собственный объем и зачастую полностью скрывает под ним тело (средневековье, барокко);
  • Одежда обнажает тело или скрывает (частично или полностью), выражает правдиво или модифицирует (создает ложное впечатление);
  • Глобализация и унификация стиля в одежде. Одежда большого города играет определяющую роль (отражает структуру расселения).

Основные тенденции развития одежды:

  • Унификация гендерных различий (унисекс)
  • Диверсификация по субкультурам, этно-, возрастным, религиозным и т.д. группам
  • поляризация гендерных различий

Факторы функционирования:

влияние моды – особенно в молодежной аудитории

быстрый оборот одежды,

частая сменяемость (в течение дня),

богатый ассортимент,

важнейший критерий: новизны и регулярной (сезонной) обновляемости

короткий срок службы,

незначительная степень износа,

большие (накапливающиеся) запасы разнообразной одежды

Унисекс (стирание гендерных различий через костюм) как одна из ведущих стилевых тенденций развития современного костюма

Агрессивный характер современного костюма (любовь к униформе, военизированный характер)

Тенденция к максимальному обнажению в костюме сценическом (чрезмерная сексуализация образа)

Коротенькие юбки, высокие сапоги, пестрые цвета, высоко взбитые волосы (конский хвост), яркая «боевая» раскраска – стиль современной амазонки – отражение массового стереотипа - архетипа (женщина-воин), милого сердцу определенного типа мужчин

Мачо – Тарзан.

Подчеркивание тех же различий – как встречная тенденция (шоу-бизнес, секс-индустрия).

Значительная профессиональная, этническая, возрастная спецификация одежды.

Разрушение ансамблевой целостности классического костюма

Космополитизм. Влияние экзотических стереотипов и влияний, азиатской, латиноамериканской, негритянской моды. Смешение традиций, стилей в костюме (эклектизм).

Комбинация предметов одежды по-новому (принцип абсурда) – случайно, в результате сознательного или интуитивного личного выбора, стечения обстоятельств или как осознанный вызов обществу).

Реплики (Костю Аля Рита Хейворт, Марлен Дитрих, Мерилин Монро и т.д.)

Кино и мода (влияние кино на моду и моды на кино) – транслирование модных образов с большого экрана – первая половина ХХ века

Экологическая мода (секонд-хэнд, одежда из рециклированной ткани)

Одежда массового производства и потребления – узкая сфера «высокой» моды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: