Стиль. Категория стиля. Художественный стиль. Теоретические аспекты стилеобразования

Введение в предмет теории стилеобразования.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ КУРСА

«Всякая архитектура всегда посвящена одной и той же основной теме – стремлению духовной энергии преодолевать косность»

Б.Р. Виппер [4; 215].

Тема 1

Лекция 1

Концепции стиля:

В основе понятия стиля лежит идея адекватности, соответствия, т.е. отношения, или взаимодействия (коммуникативный аспект):

  • идеи и формы ее выражения,
  • сути и явления,
  • внутреннего и внешнего,
  • социального и глубоко личного,
  • человека и окружающего мира и т.д.

1. В искусстве и художественном творчестве понятие стиля тесно связано с одной из основных категорий искусства: «форма-содержание»

Стиль существует как понятие, как эстетический феномен, как характеристика и как результат построения произведения искусства, он проявляет себя наглядно (визуально) через художественную форму;

О стиле трудно говорить, поскольку его характеризует нечто трудноуловимое и плохо передаваемое логическим путем, трудно вербализуемое, но прекрасно улавливаемое, воспринимаемое на уровне эмоций посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния).

Стиль объединяет в себе и нарративный (содержательный, функциональный), и экспрессивный (выразительный) аспекты произведения искусства

Чем более они адекватны (соответствуют) друг другу, тем прозрачнее и яснее идея (суть) произведения (в живописи для этого существует понятие художественной инвенции как воплощения органической взаимосвязи художественной формы и содержания работы).

Стиль определяется органическим единством формы-и-содержания, то есть адекватностью и точностью взаимодействия системы выразительных (пластических) средств и выражаемой ими идеи (содержания). Их соответствия друг другу.

2. Две концепции стиля (по Э. Гомбриху):

  • стиль как декорация - формируется «снаружи»: стиль как «униформа», декоративный «убор» (древнеримская архитектура, архитектурная эклектика Х1Х века) – накладывается «сверху» на некий изначально существующий, безличный (универсальный) конструктивный «остов»;
  • стиль как конструкция - формируется «изнутри»: определяется самой логикой построения формы; стиль как устойчивый конструктивный принцип (древнегреческая архитектура, крестьянское искусство).

3. Стиль – это отношение объекта к пространству (Вл. Фаворский), фигуры к фону (гештальт), тела к среде.

Наглядное (зримое) выражение целостности как завершенности контакта между организмом и средой.

Материальная среда есть система культурных (искусственно созданных) объемно-пространственных, или пластических, оболочек вокруг человека, начиная от здания и заканчивая одеждой, облекающей его тело, которые призваны гармонизировать и оптимизировать процесс взаимоотношений между человеком и окружающим миром (природой и социумом).

Объект – материальный продукт, определенным образом оформленное сгущение материи на границе «организм-среда», в зоне их непосредственного контакта. Стиль является характерным (экспрессивным, эмоциональным) выражением характера и особенностей их взаимодействия, этого контакта.

Структура стиля:

Стиль объединяет собственно художественный (изобразительный, технологический, формально-исполнительский) и образный (или идейный, содержательный, функциональный аспекты) произведения.

Стиль объединяет в себе следующие аспекты:

  • Формальный
  • Функциональный
  • Технологический
  • Семиотический (семантический)

Отличительная черта стиля – выразительность, ясность прочтения, органичность и целостность (ни один элемент его нельзя «убрать» без ущерба для конечного результата); стиль – это единое и нерасчленимое целое, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумма его составляющих.

Стиль – принадлежность целых эпох, художественных направлений, школ, творческих объединений и отельных художников, и даже отдельных периодов в творчестве мастеров искусства.

Стиль существует издревле (древнеегипетский, к примеру), но теоретическое изучение понятия и его составляющих – не ранее конца ХУШ – второй половины Х1Х вв.

  1. Происхождение термина «Стиль» от обозначения античного пишущего инструмента (палочки для письма). Стиль как индивидуальная манера и способ выражения. Художественный стиль определяет язык и смысл произведения искусства. Стиль – одна из важнейших категорий в философии искусства и эстетике
  2. Проблематика стиля разрабатывается в трудах искусствоведов венской школы (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.) – Г. Вельфлина, А. Ригля, А. Варбурга и др. «Основные понятия истории искусств»
  1. Стиль – категория искусства Нового времени (с конца ХУШ в.), возникшая на теоретическом уровне благодаря появлению науки Эстетики. Более всего занимает проблема стиля в эпохи, отличающиеся стилевым эклектизмом (постмодернизм, к примеру, когда отсутствие стиля становится нормой).
  1. Что есть стиль? Цель или средство? Для чего он нужен и зачем? Что его определяет? Каковы условия его возникновения (формирования)? Или его отсутствия? Каким образом он может быть создан: специально, или непреднамеренно как естественное следствие и результат превосходно выполненной художественной работы? Или следствие персональной харизмы автора? Кто его создает: художник или среда (т.н. «художественная воля» эпохи по Шпенглеру)? Где проходит граница между его наличием и отсутствием? Что такое отсутствие единого стиля? Эклектика или многостилие? Хорошо это или плохо? Или категория стиля тоже трансформируется в нечто иное, уступая дорогу чему-то новому, как когда-то канон уступил ему место? Чему новому? Что приходит на смену стилю? Не устарела ли эта категория? Каковы признаки стиля? Его узнаваемые приметы? Определенный цвет, фасон, дополнительный аксессуар? Взаимосвязь его элементов между собой? Адекватность выражения некой идеи художественными средствами? Насколько корректна формулировка «теория стилеобразования»? Какова специфика формирования стиля в предметах дизайна? Оригинальность конструкции? Чистота идеи? Свойства материала или отсутствие таковых?
  1. Художественный стиль – это устойчивая (многоуровневая) система формальных признаков, средств и способов выражения образно-символической идеи в художественном произведении. Стиль – это отражение и наглядное выражение проблемы единства формы и содержания.
  1. Остается до конца не вербализуемой как эстетическая категория в особом поле эстетического бытия-сознания, воспринимается органами чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, слух). Реализуется в переживании через восприятие или творчество. Существует на уровне чувства, ощущения, что значительно затрудняет рационализацию в интеллектуальном поле
  1. Классификация стилей:
    • коллективные (эпохи, школы, направления, корпоративный, профессиональный фирменный и т.д.) – с первобытности до наших дней;
    • индивидуальные (конкретного автора, периода в его творчестве); развивается с эпохи Возрождения в Новое и Новейшее время
  1. Типология художественных стилей:
  • Коллективные (от древности до начала эпохи Возрождения):
  • цивилизации (Древний Египет, доколумбовые цивилизации Америки)
  • отдельных эпох (греческая архаика, классика, романики и готики)
  • национальных школ (Фландрии, Испании)
  • локальных художественных школ (Венеции, Феррары)
  • отдельных направлений (маньеризма)
  • художественных мастерских (императорских, ремесленных цехов, боттег, мастерская Рубенса в Антверпене)
  • Определенных периодов (интернациональной готики).
  • Индивидуальные (начиная с эпохи Нового времени):

А также:

  • Классические (до начала ХХ века)
  • Неклассические (авангардные) (первая треть ХХ века)
  • Постклассические (середина ХХ – начало ХХ1 вв.)
  1. Перечень основных исторических стилей:
    • Первобытного искусства – не имеет четкой стилевой окраски
    • Из древневосточной эпохи – только Древнеегипетский
    • Античный (древнегреческий и древнеримский)
    • Средневековья (византийский, романский, готический)
    • Возрождения
    • Барокко
    • Классицизм
    • Рококо
    • Директории
    • Ампир
    • Романтизм (архитектурная эклектика, бидермайер)
    • Символизм
    • Модерн
    • Модернизм: многочисленные –измы ХХ ст. и.т.д.
  1. Проблема взаимоотношений понятий «стиль» и «канон».

Сходство в том, что и тот, и другой охватывают и подразумевают систему правил, норм и принципов построения художественной формы, искусства.

Различия:

    • Канон присущ искусству религиозному, сакральному,
    • предполагает следование традиции,
    • подразумевает анонимность творческого акта,
    • чрезвычайно строг, даже жесток, максимально ограничивает свободу индивидуальных творческих проявлений, подчиняя их требованиям религиозной догмы;
    • Ориентирован на самовоспроизведение, т.е. на возобновление, повторение, воспроизведение исходного образца,
    • Ригиден, статичен, отрицает развитие.
    • Стиль характерен в большей степени для искусства светского
    • Более свободен в отношении нормы и образцов,
    • Поощряет раскрытие индивидуальных способов творческого самовыражения;
    • Ориентирован преимущественно на развитие, изменение, предполагает художественную эволюцию;
    • Динамичен.
  1. По мере продвижения исторического процесса от древности к современности темпы развития и смены стилей увеличиваются многократно
  1. Проблема «чистого стиля» - продукт лабораторного творчества, теоретическое понятие, для реального художественного процесса неестественное. С Нового времени характерно смешение, сосуществование, взаимная подпитка и противоборство многих и разных стилей (Барокко – Классицизм и т.д.)

Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: