Социальное функционирование вещей. Предмет в системе коммуникации

Вещи (предметы) различаются по характеру своей принадлежности:

  • могут иметь общественно значимый характер (государственные символы, атрибуты культа, сакрального характера),
  • индивидуального предназначения (личные вещи, несущие на себе отпечаток личности владельца),
  • общего пользования (в значительной степени унифицированные и обезличенные, например, посуда в советских столовых),
  • унифицированные, но выделяющиеся как часть фирменной группы, продукт дизайн-деятельности определенной фирмы, конкретной торговой марки, мирового бренда и т.д.
  • ничьи (симулякры, выброшенные вещи)

Одна и та же вещь в зависимости от социального контекста и обстановки (ситуации) может меняет свой статус, например, во время свадебного ритуала превращаться из бытовой в ритуально-символический предмет и использоваться в ритуальных действиях как знаково-символический предмет.

Помимо непосредственно функционального назначения предметов (в быту) важна также их коммуникативная функция, она обеспечивает взаимодействие людей друг с другом посредством обмена предметами и манипулирования ими, а также их знаково-символическая функция (в ритуале).

Вещь (инструмент, в частности) не только продолжает действие руки, но и многократно усиливает его (физическое действие), облегчает труд, повышает его качество и результативность операции.

Функциональное назначение определяет «способ жизни» предмета в обыденной повседневной реальности. Это характер непосредственного действия (способ употребления) предмета, видимый аспект жизни вещей. Однако это лишь часть, наиболее грубая, непосредственно-наглядная, утилитарная составляющая ее предназначения.

Другой составляющей является ритуально-символическая функция предмета. Она раскрывается в ситуациях особого ритуального характера, когда вещь выступает в качестве действующего лица, участника ритуала, или же знаково-символического послания, носителя и выразителя важной информации.

Третья составляющая – коммуникационно-информационная. Вещь служит посредником во взаимоотношениях людей. Обеспечивает коммуникационный «жест».

Коммуникативная функция предметов универсальна и первична, на наш взгляд. Предмет – посредник во взаимодействии людей. Заменяет собою слова, работает с жестом, провоцирует тактильный контакт, создает ситуацию обмена, универсальную в человеческой культуре, требует взаимодействия, выступает источником информации, историческим свидетельством, мерилом ценности или статуса человека, взаимодействует с рукой, этим естественным физическим приспособительным инструментом человека.

Характер взаимодействия:

Иерархический (монологический) характер классической коммуникации человека с предметом. Он выражается в одностороннем активном использовании предмета (объекта) человеком (субъектом) в соответствии с прямым назначением первого и по усмотрению второго. Вещь служит человеку.

Вещь может служить объектом поклонения и аккумулировать его энергию, замыкая ее на себя. В этом случае она не используется активно из соображений сакральных (требует «почтительной» дистанции, отсутствия непосредственного контакта), а также из опасения повредить или уничтожить.

В постклассической культуре человек зачастую служит вещи, особенно когда она имеет статусный, т.е. высокий в социальном плане, (знаковый) характер и выполняет функцию престижа, символически «повышает» социальный статус владельца. Такой предмет особенно тщательно обслуживается человеком.

Из утилитарного бытового пространства вещь перемещается в «сакральные» сферы, становится знаковым феноменом, частью социальной игры.

В культурном пространстве, в цивилизационном поле предмет – явление многогранное, а его функционирование многопланово, подразумевает различные составляющие

Абсолютизация какого-либо одного, например, примат чистой утилитарности, пользы в предметном формообразовании, как и в архитектуре, приводит к обеднению ее пластической формы.

Примат чистого функционализма, доведенного до абсурда, увенчался созданием пластикового стаканчика и одноразовой посуды, предел обезличивания и потери предметом своей пластической сути.

А китчевые вещи заставляют вещь потерять свою функциональную суть (пистолет-зажигалка)

Сознание человека эпохи потребительского общества вещно по определению. Вещь из незаметного элемента обыденной жизни превращается в «сакрализованный» предмет культа потребления и в «существенную категорию сознания» (Ж. Бодрийяр).

Она мощно вторгается в духовный мир человека и вытесняет оттуда практически все традиционные ценности от элементарных этических и религиозных норм, понятий и представлений до самого Бога (В. Бычков)

В постиндустриальном обществе главным стимулом производства является количественный стимул, искусственно поддерживаемый соблазн приобретения все новых вещей, питающих и никак не насыщающих «телесность» в ситуации посткультуры с потерянным «пустым центром».

В пространстве пост-культуры и потребительского общества основная тенденция развития предметного мира - вещь-оператор, многофункциональная, с универсальным набором многих взаимосвязанных функций, «умная машина».

В процессе своей жизнедеятельности она ориентирована на вытеснение и замещение мускульной силы человека и самого человека из производственно-технологического процесса.

Нивелирует сам трудовой акт как созидательный процесс, механизирует (автоматизирует) не только процесс труда, но и быта (бытовое обслуживание, приготовление пищи).

Человек – оператор, приложение к машине. Мануально-кнопочный характер взаимодействия, единократного прикосновения в определенной точке (фактически, легкого касания), одноразового или многократного точечного воздействия, нажима (например, щелкание пультом) вместо прямого взаимодействия природного материала и преобразовательной энергии человека в творчески-созидательном процессе культуры.

Результат: физическая, интеллектуальная деградация и эмоциональное истощение человека.

В начале утопическая цель: облегчение физического труда и высвобождение свободного времени человека для творчества, самосовершенствования, построения гармоничных взаимоотношений.

В реальном историческом процессе – массовая деградация в обществе потребления. Физически жизнь облегчена, но эмоционально и духовно чрезвычайно обеднилась, сводится к нулю.

В реальности внутренний рост или деградация становится личным индивидуальным выбором человека, повышает степень его личной ответственности и осознанности.


Лекция 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: