Э. решает проблемы организации внешнего пространства путем расстановки в нем пластических тел

Экстерьер и его характеристики

Тема 1У

Стилеобразование в оформлении ландшафтных пространств (мегаполис, загородное, природное пространство)

Лекция 14

Что такое экстерьер? Каковы его признаки и свойства?

1. Э. – наружное пространство, зона вокруг здания, непосредственно прилегающая к нему. Однако здания редко бывают единичными. Они объединены в различные поселения. Поэтому

2. В Э. сформировались самостоятельные архитектурные (пространственно-пластические) феномены (различного рода поселения), организация которых строится по определенным законам и сложившимся традициям.

Э. – это и город, и сад, и святилище, и поселок, и т.д.

Различия между интерьером и экстерьером:

И. - закрытое, ограниченное снаружи, замкнутое, в большей степени изолированное от внешнего мира помещение, ценность в зарытом, т.е. защищенном, безопасном внутреннем пространстве;

Э. – открытое пространство, потенциально безграничное, масштабно превосходящее человека, ограниченное лишь наружной пластической оболочкой здания (фасадом, наружными стенами), в большей степени связанное с внешним миром (природой, городским или сельским ландшафтом), частично дикое, промежуточное между природой и культурой; развивается наружу.

Типы экстерьеров (связаны с типом поселений; различаются степенью освоенности, «окультуренности» пространства):

  • Городское пространство (мегаполис),
  • Сельское пространство,
  • Переходного типа (местечки, небольшие поселки, сочетающие черты бытового уклада и города, и деревни),
  • Особые поселения для отдыха на природе (курортные отели, приморские или горные поместья, дачные участки, виллы, загородные поселки, особняки, дома) – зона релаксации, искусственным образом созданная.

Включает искусственно созданную среду, воссоздающую природное окружение, «освоенную», безопасную природную среду (сад, парк, аквапарк и т.д.).

Мегаполис:

доминирует искусственная рукотворная среда, созданная человеком: архитектурные сооружения, городские ансамбли площадей с памятниками и фонтанами, улицы, «очерченные» линиями фасадов, коммуникационные пути внутри городов, вокруг них и исходящие от них (тротуары, дороги, дорожки для велосипедистов, автомагистрали). Наиболее ценно в застроенном городе открытое и упорядоченное пространство.

Село:

Меньше регулярности и вмешательства человека, больше естественности. Доминирует природное окружение, «дикая» природа или частично освоенная (поля, сады, огороды, луга, палисадники, выгоны для выпаса животных, лес, реки, озера, горы). Наибольшую ценность представляют постройки, которых относительно мало.

Проблема организации Э. – выбор архитектурной доминанты:

· Здание подчиняет себе окружающее пространство, утверждает себя в нем (доминируют ценности пластические) – греческий храм среди священной рощи;

· Пространство формируется окружающими его зданиями, точнее, их фасадами (доминируют ценности пространственные) – римский форум.

Соответственно художественный акцент их оформления определяет приоритеты.

Площадь и улица – архитектурно-пространственные феномены, имеющие противоположный смысл и значение, связанные с различными типами человеческой жизни, пассивно-созерцательной и активно-действенной.

Площадь (форум) – гражданский феномен, зона публичной жизни, социальной презентации, сакрального предстояния, нахождения, незначительного перемещения, движения внутри ограниченного пространства, взаимодействия (обмена).

Улица (проспект) – связана с идеей динамики, движения, интенсивного перемещения, пересечения пространства, взаимосвязи различных зон. Архетип дороги – символ жизненного пути. Жить значит идти по дороге. Улица – оформленная архитектурно дорога, профанический путь человека.

Дорога: два тротуара + проезжая часть (центральная зона и две периферийные, окаймляющие зоны).

Бульвар – зона отдыха и прогулок внутри города. Улица, обсаженная деревьями. Зона неспешной прогулки, променада.

Типы поселений:

  • Линейные (вытянутые вдоль рек, по обеим сторонам священной дороги)
  • Замкнутые в кольцо (квадрат) – римский военный лагерь
  • Круговые (радиально-концентрические)
  • Гипподамова система (пространственная регулярная сетка)
  • Слоистые структуры (принцип функционального зонирования).

По вертикали неоднородные: выделяются верхний и нижний части поселений (регулярная и хаотичная). Замок (детинец) – окружен стенами, укреплен башнями. Сакральный центр либо отдельно на возвышенности (акрополис). Либо в центре средневекового города (собор на рыночной площади)

Пространства для жизни (отдыха) на природе всегда имеют промежуточную зону освоенной природы (сад, парк с искусственными водоемами, горками, постройками, гротами, статуями и посаженными специально растениями, деревьями, кустарником и цветами).

Исторически сложившиеся типы садов (парков):

· Террасный (итальянский) – с ХУ1 в. – использует естественные или искусственно созданные неровности рельефа, каскады льющейся воды

· Регулярный (французский) – ХУП в. – регулярные планы, геометрически точные линии, 3-хлучевые оси, длинные перспективы, фонтаны со скульптурой, искусно подстриженные растения, длинные аллеи, завершаются павильонами

· Пейзажный (английский) – ХУШ в. – искусно созданный эффект естественности и непреднамеренности. Небольшие архитектурные павильоны, пруды, мостики, узкие аллеи, скульптуры среди зелени.

Отношения Э. и И.:

  • Противопоставлены друг другу по принципу контраста;
  • Экстерьер есть продолжение интерьера, «выливается» наружу;
  • Интерьер «вбирает» в себя окружающий мир;
  • Независимы друг от друга (безотносительны друг другу, нейтральны).

Архитектурные элементы дополнительные (промежуточные) переходного характера - посредничают между И. и Э.:

  • Лестницы наружные,
  • Пандусы,
  • Портики,
  • Крыльцо,
  • Обходные галереи,
  • Террасы с балюстрадами,
  • Навесы,
  • балконы,
  • эркеры (козырьки) - брови
  • наличники (ставни) – веки здания,
  • двери (навесные (одно- и двухстворчатые, одинарные и двойные), «гармошки», раздвижные панели, барабаны с вертушкой, тамбуры).

Движение по лестнице связано с идеей подъема, духовного пути, восхождения и качественного изменения человека на этом пути (иначе говоря, внутреннего или внешнего преображения), а также его перехода в качественно иное, семиотически более ценное, т.е. сакральное пространство (дворцовые лестницы, присутственные, судебные).

Дополнительно несут идею величия власти, т.е. расположенных наверху институций власти. Первые лестницы – храмовые. Древневосточные зиккураты – не что иное как священные лестницы.

Планировка и оформление лестниц моделируют состояние духа и характер перемещения человека в пространстве, его ритм, темп, скорость, долготу. Сравнить барочную лестницу и лестницу Ренессанса. Отсутствие лестницы подчеркивало единство внутреннего и внешнего пространств (в ренессансных палаццо вход – с улицы от земли).

Лестницы (критерии расположения):

Ширина, длина, высота и угол подъема, расположение по отношению к фасаду (параллельно вдоль стены (фасада), перпендикулярно, под определенным углом), высота и ширина ступеней, их количество, конфигурация (прямая, криволинейно изогнутая, зигзагообразная), наличие переходных площадок, ограждения (перила), декоративное оформление (скульптура, резьба и т.д.).

Лекция 15

Город как архитектурное пространство (способ организации пространства) и жизненная среда

Происхождение термина «ландшафтная архитектура»

Проблема организации Э. – выбор архитектурной доминанты:

· Здание подчиняет себе окружающее пространство, утверждает себя в нем (доминируют ценности пластические) – греческий храм среди священной рощи;

· Пространство формируется окружающими его зданиями, точнее, их фасадами (доминируют ценности пространственные) – римский форум.

Соответственно художественный акцент их оформления определяет приоритеты.

Мегаполис:

доминирует искусственная рукотворная среда, созданная человеком: архитектурные сооружения, городские ансамбли площадей с памятниками и фонтанами, улицы, «очерченные» линиями фасадов, коммуникационные пути внутри городов, вокруг них и исходящие от них (тротуары, дороги, дорожки для велосипедистов, автомагистрали). Наиболее ценно в застроенном городе открытое и упорядоченное пространство.

Село:

Меньше регулярности и вмешательства человека, больше естественности. Доминирует природное окружение, «дикая» природа или частично освоенная (поля, сады, огороды, луга, палисадники, выгоны для выпаса животных, лес, реки, озера, горы). Наибольшую ценность представляют постройки, которых относительно мало.

Основные архитектурно-пространственные феномены:

Площадь и улица (магистраль) – архитектурно-пространственные феномены, имеющие противоположный смысл и значение, связанные как с различными социальными структурами (полис - мегаполис), архитектурными традициями (классической и постклассической), разными типами человеческой жизни (пассивно-созерцательной и активно-действенной).

Статические и динамические архитектурные ансамблевые структуры:

Архитектура как предстояние, оформление эпифании (богоявления);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: