Что такое ландшафтное проектирование? Происхождение и суть термина.
Термин появился около ста лет назад. В Европу проник из США в связи с организацией там первых национальных парков.
Ландшафтная архитектура занимается формированием среды открытых пространств. Среда открытых пространств = не замкнутых внутри огражденных конструкций (улицы, площади, дороги, сады, скверы, набережные, внутриквартальные пространства, бульвары, парки развлечений и национальные парки, исторические ландшафты).
Специфика: использование особых природных материалов (растений, камней, почвы, воды, особенностей ландшафта и топографии места). Основное свойство: изменчивость (сезоны, круговорот годового календарного цикла, рост деревьев, условия погодные и т.д.).
Включает в себя:
- Садово-парковое искусство;
- Открытые городские пространства – микросреда для зданий и сооружений, благоустройство и проектирование малых форм архитектуры;
- Планирование (районная планировка) – организация пространственной среды на обширных территориях.
Ландшафт поселения сочетает традиции садово-паркового искусства и искусство созданных градостроительных композиций.
|
|
Основные направления:
- Регулярно-геометрическое
- Живописно-пейзажное
Мегаполисы:
Огромно значение дорог, особенно скоростных многоуровневых магистралей в современном мегаполисе. Наиболее активно развивается сегодня пространство коммуникационное (пути водные, воздушные, наземные, подземные), а также соответствующая ему инфраструктура (порты, станции, пункты ТО (ремонта и заправки, питания).
Теснота, механистичность ритмов жизни (подстроены под производство) и перенасыщенность контактами (быстрыми, частыми, поверхностными) – проблема № 1 для жителей мегаполисов (общественные структуры – транспорт, медицина, образование, работа).
Это связано с новым характером жизни, доминирующем в большом городе (скорость, высокая, необходимая быстрота реакции, поверхностный характер жизни, постоянное движение, гиперактивность, экстенсивное освоение (пересечение) пространства (перемещение на большие расстояния) преобладает над интенсивностью, т.е. его качественным освоением и преображением). Смещение акцента и перенос его с фиксации места (отмечает присутствие человека) на развитие взаимосвязей (перемещение, движение в пространстве и времени).
Открытая среда:
- Сохранение и рекультивация (восстановление) природных ландшафтов (геопластика – искусственно созданный рельеф);
- Создание коммуникационных систем (в природе, как и в городе): помимо автомагистралей дороги, мосты, виадуки, СТО, продуктопроводы, линии электропередач, сложные развязки автомагистралей, дороги для обзора туристами (в 1930-е гг. в США). Основное свойство - протяженность на многие километры;
- Формирование природной среды для прогулок (сады, парки, скверы, бульвары и т.д.) – с к.Х1Х в из Англии;
- Озеленение территорий специального назначения:
- экспоцентры, выставочные пространства, фьеры) – плотность застройки, интенсивность использования территории – Лондон, Париж, Брюссель, Нью-Йорк,
|
|
- стадионы (спортивные залы, олимпийские комплексы) – с Хельсинки (1952), Мехико, Мюнхен, Монреаль и т.д.
- экспозиционные парки (зоопарки, ботанические) – зрители «в клетках»- новая тенденция, начиная с зоо в Сан-Франциско;
- сады-музеи (этнографические музейные комплексы на открытом воздухе) – начиная со Скансена под Стокгольмом (1891) – Строчицы, Витославлицы, Пирогово и др.;
- мемориальные парки (Ясная Поляна под Тулой, Михайловское под Псковом);
- мемориальные экспозиции с памятниками с 1913 г. в Лейпциге мемориал «Битва народов» (Поклонная гора, Курган славы, Мамаев курган, Трептов-парк);
- парки развлечений (Диснейленд)4
- многофункциональные парки (культуры и отдыха): прогулки, спортивные развлечения, экспозиции, места для отдыха, еда, - Клубы под открытым небом;
- благоустройство и озеленение площадей, улиц, мостов, набережных, бульваров, скверов, внутриквартальных пространств, санитарной зоны промышленности.
- Крупные градостроительные и монументальные комплексы конца ХХ века – Дефанс в Париже (западная часть города) – в память франко-прусской войны 1870 г. Замкнул перспективу центра города;
- Полностью искусственные пространства на крышах и в интерьерах (дом Хундертвассера в Вене, сад ООН на крыше здания, композиции в интерьере Национальной библиотеки, в вестибюлях крупных гостиниц);
- «биомы» - пространства для экспонирования тропических и субтропических растений – в Ботаническом саду НАН Беларуси.
[1] Широкие кожаные пояса гуцул – это, скорее, исключение, которое подчеркивает общее правило. Тем более, что навеваемый поверх сорочки и штанов, такой пояс захватывает и верхнюю часть фигуры, напоминая скорее античный кожаный панцирь (в его остаточной форме), чем собственно пояс.