Критический объём производства – объём производства, при котором объём реализованной продукции обеспечивает безубыточную деятельность предприятия.
Показатели продукции:
1. Объём валовой продукции – всё завершённое и незавершённое производство, всей разнообразной продукции. Этот показатель измеряется в стоимостном или денежном выражении.
2. Готовая продукция – вся полностью изготовленная продукция, которая измеряется в денежном (стоимостном) или натуральном выражениях.
3. Товарная продукция, которая меньше готовой продукции на величину внутреннего потребления, то есть эта продукция предназначенная на реализацию.
4. Продукция реализованная – продукция, которая оплачена заказчиком.
5. Сопутствующая продукция.
6. Нормативно чистая продукция – продукция, которая не учитывает в своей стоимости затрат прошлого труда.
7. Полуфабрикаты и незавершённое производство – то, что ещё требует дополнительной обработки или переработки в ходе производственного процесса на данном предприятии.
|
|
Все эти показатели делятся на ассортимент, качество и номенклатуру.
Качество – совокупность свойств продукции, определяющих степень его пригодности в народном хозяйстве.
Ассортимент – состав однородной продукции, который можно разделить по видам, сортам и маркам (например, бензин АИ-92, АИ-95, АИ-98).
Номенклатура – перечень различных видов продукции, производимых на предприятии.
Для оценки производственно-хозяйственной деятельность в показатели включается материально-техническая оснащённость:
1. Показатели, характеризующие использование основных фондов предприятия.
2. Показатели, характеризующие использование оборотных средств предприятия.
Существует два пути увеличения объёмов производства:
1. Безграничное владение ресурсами.
2. Эффективное использование имеющихся на предприятии ресурсов, которое является наиболее разумным и эффективным.
Все эти показатели являются количественными. Есть также группа показателей, которые характеризуют качественную деятельность предприятия – показатели, характеризующие финансовую деятельность предприятия:
1. Себестоимость продукции.
2. Прибыль.
3. Рентабельность.
4. Платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
Показатели, определяющие использование трудовых ресурсов на предприятии:
1. Численность трудового персонала, которая определяется для отрасли, для предприятия и для подразделений предприятия. Численность делится на следующие категории:
1.1. Рабочие.
1.2. Инженерно-технические работники.
1.3. Служащие.
1.4. Младший обслуживающий персонал.
1.5. Служба охраны.
1.6. Ученики.
|
|
2. Фонд оплаты труда.
3. Производительность труда. По этому показателю оценивается и материально поощряется работа трудового коллектива. Это показатель оценки живого и овеществлённого труда.
Показатели, которые характеризуют деятельность предприятия, деятельность отрасли по видам работ.
1. Геолого-поисковые работы:
1.1. Региональные работы. Показатели:
· Количество выявленных структур по их наименованию и величине.
· Подсчёт ресурсов по их величине.
· Объём проведённых работ по следующим методам: геофизические работы, по выявленным структурам, и квадратным километрам при проведении таких работ, как электроразведка, магниторазведка и так далее.
1.2. Детальные работы – поисковые работы, которые включают в себя
1.2.1. Детальные геофизические исследования. Показатели: количество подготовленных структур геофизическими методами; подготовленные ресурсы; подготовленные площади по величине запасов.
1.2.2. Структурное бурение. Показатели: объём проходки структурным бурением; количество скважин на структуре.
1.2.3. Глубокое поисковое бурение. Показатели: объём проходки; количество скважин пробуренных на структуре, в том числе давших нефть или газ; прирост запасов категории и ; количество открытых месторождений.
1.2.4. Глубокое разведочное бурение. Показатели: объём проходки глубоким бурением; количество пробуренных скважин; прирост запасов категории и ; количество подтверждённых месторождений.
Объёмы работ рассчитывается не только в натуральных единицах, но и в стоимостном выражении. На основании этого составляется смета затрат на производство данного вида работ.
Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности.
Виды хозяйствующих субъектов и их место в экономике Российской Федерации.
Коммерческие организации:
1. Хозяйственные товарищества и общества:
1.1. Хозяйственные товарищества:
1.1.1. Полные товарищества.
1.1.2. Товарищества на вере.
1.2. Хозяйственные общества:
1.2.1. Акционерные общества:
1.2.1.1. Акционерные общества открытого типа.
1.2.1.2. Акционерные общества закрытого типа.
1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью.
1.2.3. Общества с дополнительной ответственностью.
2. Производственные кооперативы.
3. Унитарные предприятия:
3.1. Государственные, на праве оперативного управления:
3.1.1. Федеральные предприятия.
3.1.2. Казённые предприятия.
3.2. муниципальные на праве хозяйственного ведения.
Некомерческие структуры:
1. Общества и религиозные организации.
2. Потребительские кооперативы.
3. Фонды.
4. Учреждения.
5. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
Хозяйствующие субъекты:
1. Физические лица.
2. Юридические лица.
В России с переходом к рыночным отношениям наблюдается бум в развитии предпринимательской деятельности. В эти годы большие изменения происходят и в структуре наших отраслей, организуются акционерные общества (ОАО «Газпром»), создаются новые вертикально-интегрированные компании («Лукоил», «Юкос»).
Предпринимательство – особый вид экономической активности, осуществляемый на свой риск, которое основано на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее, а так же связано с вложением средств в целях получения прибыли. Это частный случай бизнеса.
Бизнес – такая производственная деятельность, которая направлена на получении прибыли при реализации продукции, работ или услуг.
Успех любого бизнеса будет в первую очередь зависеть от удачно выбранной сферы предпринимательства, правильного выбора рыночной стратегии и эффективной тактики реализации этой стратегии. Выбор сферы предпринимательства тесно связан с поиском рыночной ниши.
Рыночная ниша – доля данной фирмы в общей продаже соответствующих её деятельности товаров или услуг.
|
|
Стратегия – главное направление усилий, общая политика фирмы.
Тактика – форма и способы, которые будут использованы при реализации стратегии.
Важным фактором стратегии в любой предпринимательской деятельности является правильный выбор организационно-правовой формы хозяйствования, то есть форма организации предприятия.
Гражданским кодексом определено, что предприятием называется имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие, или его часть, могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственном хозяйстве обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам.
Юридическое лицо имеет право осуществлять имущественные и неимущественные сделки, быть истцом и ответчиком в суде. В экономике функционируют самые различные юридические лица. Они отличаются по следующим признакам:
1. По отраслевой принадлежности, то есть по характеру используемого для производства продукции сырья, по назначению готового продукта, по технике и технологии используемых для производства продукции.
2. По размерам:
2.1. Крупные.
2.2. Средние.
2.3. Мелкие.
3. По степени специализации, механизации автоматизации.
4. По методам организации производства:
4.1. Предприятия, где преобладает поточный метод, то есть идёт безостановочное производство продукции.
4.2. Предприятия, где преобладает партионный метод, то есть предприятие производит продукцию партиями.
4.3. Предприятия, производящие единичную продукцию.
5. По организационно-правовым формам хозяйствования.
В зависимости от целей, которые преследуют предприятия в своей деятельности, они могут быть коммерческими или некоммерческими.
Коммерческие организации – юридические лица преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели от своей деятельности (товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия).
|
|
Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли от своей деятельности.
Такое большое наличие организационно-правовых форм хозяйствования является важнейшим фактором рыночной экономики.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия – коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, уставной фонд на этих предприятиях не делим, и принадлежит учредителю (государству или муниципалитету). Во главе унитарного предприятия стоит назначенный единый начальник – руководитель данного предприятия.