Лекция2:Система технико-экономических показателей

Критический объём производства – объём производства, при котором объём реализованной продукции обеспечивает безубыточную деятельность предприятия.

Показатели продукции:

1. Объём валовой продукции – всё завершённое и незавершённое производство, всей разнообразной продукции. Этот показатель измеряется в стоимостном или денежном выражении.

2. Готовая продукция – вся полностью изготовленная продукция, которая измеряется в денежном (стоимостном) или натуральном выражениях.

3. Товарная продукция, которая меньше готовой продукции на величину внутреннего потребления, то есть эта продукция предназначенная на реализацию.

4. Продукция реализованная – продукция, которая оплачена заказчиком.

5. Сопутствующая продукция.

6. Нормативно чистая продукция – продукция, которая не учитывает в своей стоимости затрат прошлого труда.

7. Полуфабрикаты и незавершённое производство – то, что ещё требует дополнительной обработки или переработки в ходе производственного процесса на данном предприятии.

Все эти показатели делятся на ассортимент, качество и номенклатуру.

Качество – совокупность свойств продукции, определяющих степень его пригодности в народном хозяйстве.

Ассортимент – состав однородной продукции, который можно разделить по видам, сортам и маркам (например, бензин АИ-92, АИ-95, АИ-98).

Номенклатура – перечень различных видов продукции, производимых на предприятии.

Для оценки производственно-хозяйственной деятельность в показатели включается материально-техническая оснащённость:

1. Показатели, характеризующие использование основных фондов предприятия.

2. Показатели, характеризующие использование оборотных средств предприятия.

Существует два пути увеличения объёмов производства:

1. Безграничное владение ресурсами.

2. Эффективное использование имеющихся на предприятии ресурсов, которое является наиболее разумным и эффективным.

Все эти показатели являются количественными. Есть также группа показателей, которые характеризуют качественную деятельность предприятия – показатели, характеризующие финансовую деятельность предприятия:

1. Себестоимость продукции.

2. Прибыль.

3. Рентабельность.

4. Платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.

Показатели, определяющие использование трудовых ресурсов на предприятии:

1. Численность трудового персонала, которая определяется для отрасли, для предприятия и для подразделений предприятия. Численность делится на следующие категории:

1.1. Рабочие.

1.2. Инженерно-технические работники.

1.3. Служащие.

1.4. Младший обслуживающий персонал.

1.5. Служба охраны.

1.6. Ученики.

2. Фонд оплаты труда.

3. Производительность труда. По этому показателю оценивается и материально поощряется работа трудового коллектива. Это показатель оценки живого и овеществлённого труда.

Показатели, которые характеризуют деятельность предприятия, деятельность отрасли по видам работ.

1. Геолого-поисковые работы:

1.1. Региональные работы. Показатели:

· Количество выявленных структур по их наименованию и величине.

· Подсчёт ресурсов по их величине.

· Объём проведённых работ по следующим методам: геофизические работы, по выявленным структурам, и квадратным километрам при проведении таких работ, как электроразведка, магниторазведка и так далее.

1.2. Детальные работы – поисковые работы, которые включают в себя

1.2.1. Детальные геофизические исследования. Показатели: количество подготовленных структур геофизическими методами; подготовленные ресурсы; подготовленные площади по величине запасов.

1.2.2. Структурное бурение. Показатели: объём проходки структурным бурением; количество скважин на структуре.

1.2.3. Глубокое поисковое бурение. Показатели: объём проходки; количество скважин пробуренных на структуре, в том числе давших нефть или газ; прирост запасов категории и ; количество открытых месторождений.

1.2.4. Глубокое разведочное бурение. Показатели: объём проходки глубоким бурением; количество пробуренных скважин; прирост запасов категории и ; количество подтверждённых месторождений.

Объёмы работ рассчитывается не только в натуральных единицах, но и в стоимостном выражении. На основании этого составляется смета затрат на производство данного вида работ.

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности.

Виды хозяйствующих субъектов и их место в экономике Российской Федерации.

Коммерческие организации:

1. Хозяйственные товарищества и общества:

1.1. Хозяйственные товарищества:

1.1.1. Полные товарищества.

1.1.2. Товарищества на вере.

1.2. Хозяйственные общества:

1.2.1. Акционерные общества:

1.2.1.1. Акционерные общества открытого типа.

1.2.1.2. Акционерные общества закрытого типа.

1.2.2. Общества с ограниченной ответственностью.

1.2.3. Общества с дополнительной ответственностью.

2. Производственные кооперативы.

3. Унитарные предприятия:

3.1. Государственные, на праве оперативного управления:

3.1.1. Федеральные предприятия.

3.1.2. Казённые предприятия.

3.2. муниципальные на праве хозяйственного ведения.

Некомерческие структуры:

1. Общества и религиозные организации.

2. Потребительские кооперативы.

3. Фонды.

4. Учреждения.

5. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Хозяйствующие субъекты:

1. Физические лица.

2. Юридические лица.

В России с переходом к рыночным отношениям наблюдается бум в развитии предпринимательской деятельности. В эти годы большие изменения происходят и в структуре наших отраслей, организуются акционерные общества (ОАО «Газпром»), создаются новые вертикально-интегрированные компании («Лукоил», «Юкос»).

Предпринимательство – особый вид экономической активности, осуществляемый на свой риск, которое основано на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее, а так же связано с вложением средств в целях получения прибыли. Это частный случай бизнеса.

Бизнес – такая производственная деятельность, которая направлена на получении прибыли при реализации продукции, работ или услуг.

Успех любого бизнеса будет в первую очередь зависеть от удачно выбранной сферы предпринимательства, правильного выбора рыночной стратегии и эффективной тактики реализации этой стратегии. Выбор сферы предпринимательства тесно связан с поиском рыночной ниши.

Рыночная ниша – доля данной фирмы в общей продаже соответствующих её деятельности товаров или услуг.

Стратегия – главное направление усилий, общая политика фирмы.

Тактика – форма и способы, которые будут использованы при реализации стратегии.

Важным фактором стратегии в любой предпринимательской деятельности является правильный выбор организационно-правовой формы хозяйствования, то есть форма организации предприятия.

Гражданским кодексом определено, что предприятием называется имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие, или его часть, могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственном хозяйстве обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам.

Юридическое лицо имеет право осуществлять имущественные и неимущественные сделки, быть истцом и ответчиком в суде. В экономике функционируют самые различные юридические лица. Они отличаются по следующим признакам:

1. По отраслевой принадлежности, то есть по характеру используемого для производства продукции сырья, по назначению готового продукта, по технике и технологии используемых для производства продукции.

2. По размерам:

2.1. Крупные.

2.2. Средние.

2.3. Мелкие.

3. По степени специализации, механизации автоматизации.

4. По методам организации производства:

4.1. Предприятия, где преобладает поточный метод, то есть идёт безостановочное производство продукции.

4.2. Предприятия, где преобладает партионный метод, то есть предприятие производит продукцию партиями.

4.3. Предприятия, производящие единичную продукцию.

5. По организационно-правовым формам хозяйствования.

В зависимости от целей, которые преследуют предприятия в своей деятельности, они могут быть коммерческими или некоммерческими.

Коммерческие организации – юридические лица преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели от своей деятельности (товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия).

Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли от своей деятельности.

Такое большое наличие организационно-правовых форм хозяйствования является важнейшим фактором рыночной экономики.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия – коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, уставной фонд на этих предприятиях не делим, и принадлежит учредителю (государству или муниципалитету). Во главе унитарного предприятия стоит назначенный единый начальник – руководитель данного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: