Свою деятельность представительства осуществляют в соответствии с законодательством РФ

В 1998 году Правительство России утвердило Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия представительств иностранных религиозных организаций. Их регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ, а также Министерством юстиции субъектов РФ.

В результате регистрации представительствам выдаётся свидетельство на право осуществления деятельности в России.

Срок действия свидетельства составляет 3 года с возможностью его продления.

Представительство иностранной религиозной организации не может быть зарегистрировано, если цели его деятельности противоречат законодательству РФ.

Представительство не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, на него не может распространяться статус религиозного объединения.

Представительства иностранных религиозных организаций занимаются распространением литературы и информации о головной организации.

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц являются лишь структурными подразделениями иностранных юридических лиц, ответственность по их долгам несут создавшие их юридические лица.

Равным образом недопустимо направление повестки о вызове на судебное заседание представительству или филиалу в случае, если иск предъявлен к головной организации.

Тема № 6

Право собственности в МЧП

План:

1. Коллизионные вопросы права собственности

2. Национализация в МЧП

3. Правовой режим собственности РФ и российских лиц, находящихся за рубежом

1. Коллизионные вопросы права собственности

Ярко выраженный национальный характер института права собственности препятствует созданию в данной области единообразных материально-правовых норм.

Действующие международные договоры (включая те, которые направлены на регулирование международных сделок) не затрагивают вопросы права собственности.

Поэтому основным методом регулирования в данной области является коллизионный метод, т.е. выбор соответствующего национального права.

Когда на территории государства появляется иностранное имущество, то возникают следующие вопросы:

1) может ли вещь или имущество быть объектом права собственности в данной стране, т.е. участвовать в гражданском обороте

2) признаётся ли за иностранцем право собственности на данную вещь

3) каково содержание права собственности (объём правомочий собственника).

Основной коллизионной привязкой для регулирования данных вопросов является закон места нахождения вещи.

В частности, согласно ст.1205 ГК РФ содержание права собственности на имущество, а также осуществление и защита права собственности определяется по праву страны, где это имущество находится.

Если лицо привозит своё имущество в Российскую Федерацию, то данное лицо признаётся собственником этого имущества и объём его правомочий определяется российским законодательством.

Право собственности на воздушные и морские суда, а также космические объекты определяется по праву страны, где эти объекты зарегистрированы.

Отдельные коллизионные нормы установлены для возникновения и прекращения права собственности

Общее правило содержится в п.1 ст.1206 ГК РФ – возникновение и прекращение права собственности на имущество определяются по праву страны, где имело место действие или иное обстоятельство, служащее основанием для возникновения или прекращения права собственности (т.е. если вещь по законам одного государства правомерно приобретена лицом, то такое лицо должно признаваться собственником данной вещи и в другом государстве).

Из установленного п.1 ст.1206 ГК РФ правила есть исключения:

1) возникновение и прекращение права собственности по сделке, заключённой в отношении находящегося в пути движимого имущества определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено (п.2 ст.1206 ГК РФ)

Например: если при морской перевозке товар находится в пути, однако отправитель товара передаёт коносамент другому лицу

Коносамент – это документ, который удостоверяет право на груз.

2) возникновение права собственности на имущество в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось на момент окончания срока приобретательной давности (п.3 ст.1206 ГК РФ)

3) избранное сторонами договора право, применяемое к договору, регулирует возникновение и прекращение права собственности на движимое имущество, являющееся предметом договора (п.1 ст.1210 ГК РФ)

Если применимое право к договору не избрано сторонами, а установлено в силу коллизионной нормы, то к возникновению и прекращению права собственности на предмет сделки применяются общие правила ст.1206 ГК РФ.

Если к сделке применяется право РФ, то суд должен руководствоваться ст.223, 224 ГК РФ, в соответствии с которыми право собственности у приобретателя вещи по договору возникает в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Такое же правило действует в странах германской правовой системы (Австрия, Германия и др.)

В странах романской правовой системы (Франция, Италия, Швейцария) право собственности переходит к приобретателю вещи по договору с момента заключения договора.

2. Национализация в МЧП

Институт национализации является институтом гражданского права.

Однако в МЧП изучаются вопросы национализации имущества:

ש иностранных физических и юридических лиц, находящегося на территории данного

государства

ש отечественных (российских) лиц, находящихся за рубежом.

Каждое государство вправе осуществлять национализацию того имущества, которое находится на его территории. Данное право вытекает из принципа суверенитета государства.

Это подтверждено многими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.

Однако в международном праве сложились принципы, при которых национализация признаётся правомерной:

1) национализация должна проводиться в общественных интересах

2) национализация должна сопровождаться выплатой быстрой, эффективной и адекватной компенсации.

Данные правила зафиксированы в двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений (у РФ таких договоров больше 50).

Интерес представляет вопрос о возможности национализации имущества своих граждан, находящихся за рубежом.

Национализация осуществляется на основе принятого внутригосударственного закона.

Если положения такого закона распространяются на имущество отечественных лиц, находящихся за рубежом, то одни государства признают действие таких законов, а другие – не признают.

В первом случае (если государства признают возможность национализации имущества отечественных лиц, находящихся за рубежом) считается, что если имущество по законам одного государства правомерно перешло из собственности одного лица в собственность другого лица, то такой переход должен признаваться в том числе и в других государствах.

Национализация – это правомерный акт.

В данном случае считается, что закон о национализации носит гражданско-правовой характер => может действовать экстерриториально.

Во втором случае, государства не признают последствия национализации на своей территории либо ссылаются на публичный порядок (поскольку национализация противоречит принципу неприкосновенности частной собственности) либо утверждают, что законы о национализации носят публично-правовой характер и не могут действовать экстерриториально.

Так, после революции 1917 года большинство западных государств отказывались признавать национализацию имущества русских банков и страховых обществ, находящихся на их территории. В частности, правительства западных стран утверждали, что национализация в России носит характер уголовного наказания, а уголовные законы не действуют на территории другого государства.

Вопросы национализации обсуждаются и в современный период.

В 1993 году во Франции проходила выставка картин из государственного Эрмитажа и Музея имени Пушкина. Данные картины до революции 1917 года принадлежали русским коллекционерам Щукину и Морозову, а затем были национализированы советским правительством. Дочь коллекционера Щукина и внук Морозова предъявили иски к Российской Федерации, государственному Эрмитажу и Музею имени Пушкина во французский суд с требованием наложить арест на картины и выплатить им компенсацию в связи с национализацией этих картин советским правительством. Французский суд отказал в иске, сославшись на принцип иммунитета РФ. От имени РФ было заявлено, что национализация данных картин была правомерным актом, т.к. данные картины принадлежали российским (русским) гражданам и в момент национализации находились на территории России.

3. Правовой режим собственности РФ и

российских лиц, находящихся за рубежом

Правовой режим собственности РФ за рубежом определяется общим международным правом, а также международными договорами России.

Имеются в виду:

ש помещения посольств и консульств

ש культурные ценности, принадлежащие России

ש средства Центрального Банка на счетах в зарубежных банках и

иное подобное имущество.

Данное имущество пользуется иммунитетом, на него не распространяется закон места нахождения вещи.

Данное правило не действует в отношении распределённого государственного имущества (т.е. имущества, закреплённого за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями).

Согласно ст.126 ГК РФ государство не несёт ответственности по обязательствам своих предприятий, а последние – не отвечают по долгам государства.

Однако в отношении имущества учреждений вопрос не решается однозначно. Учреждения, которые осуществляют публично-правовые функции, должны пользоваться также иммунитетом (имущество музеев, министерств и ведомств).

Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью за рубежом регулируется целым рядом нормативных актов:

1) Постановление Правительства РФ 1995 года «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом»

Решение о распоряжении федеральным недвижимым имуществом, находящимся за рубежом, должно приниматься Правительством РФ. Правительство России также принимает решение о приобретении недвижимости за рубежом, ценных бумаг, долей, паёв и акций находящихся за рубежом юридических лиц; а также относительно распределения этого имущества в федеральной собственности.

2) Указ Президента РФ «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» 1998 года

Для управления федеральной собственностью за границей создаются акционерные общества на основе находящегося за границей федерального имущества.

3) в рамках СНГ заключён целый ряд соглашений, касающихся имущества бывшего СССР, находящегося за рубежом

Так, в 1992 году было заключено Соглашение стран СНГ о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом

Государства СНГ распределили всю собственность бывшего СССР в соответствии со схемой фиксированных долей. Данные доли определялись в зависимости от вклада той или иной республики в экономику бывшего СССР.

Доля России составила 61%, Украины – 16%, Белоруссии – 4%, Казахстана – 3,8%.

В дальнейшем между РФ и странами СНГ были заключены двусторонние соглашения, согласно которым Россия принимала на себя все обязательства бывшего СССР по внешнему долгу (который составляет около 70 млрд. долларов) в обмен на имущество бывшего СССР за рубежом (стоимость которого по некоторым подсчётам составляет примерно 500 млрд. долларов). Однако проблема заключается в том, что данное имущество до сих пор не инвентаризировано.

Режим собственности

российских физических и юридических лиц за рубежом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: