Лекция №1. 1. Международные экономические отношения и международное разделение факторов производства 1

СОДЕРЖАНИЕ

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ и МЕЖДународное разделение факторов производства 1

Международные экономические отношения (МЭО) 1

Международное разделение труда и его роль в развитии МЭО. 2

Международное разделение других факторов производства 4

Основные факторы, влияющие на участие стран в МРТ 5

2.Становление международной экономики 7

Развитие мирового рынка 7

Международное движение товаров 9

Равновесие на мировом рынке 9

Возникновение и развитие мирового хозяйства 12

Мобильность факторов производства 13

Становление международной экономики 16

Строение международной экономики 17

3.Группы стран в мировом хозяйстве 20

Классификация по уровню доходов 21

Классификация по уровню качества жизни 21

Классификация по степени открытости 22

Стандартная классификация 22

Страны с развитой экономикой (ИРС) 23

Страны с переходной экономикой 25

Развивающиеся страны 25

Роль отдельных стран 26

4.Природно-ресурсный потенциал и отраслевая структура мирового хозяйства 27

Распределение природных ресурсов между странами 28

Соотношение между запасами природных ресурсов и их потреблением 28

Роль природных ресурсов в мировой экономике 29

Трудовые ресурсы мирового хозяйства 30

Динамика и структура населения мира 30

Возрастная структура населения 31

Экономически активное население 32

Уровень образования трудовых ресурсов 32

Профессиональная структура рабочей силы 32

5. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 33

Меркантилизм 34

Классические теории международной торговли. 37

Теория абсолютных преимуществ 38

Модель сравнительных преимуществ 40

Неоклассические теории международной торговли. 41

Теория соотношения факторов производства 41

Модель со специфическими факторами 44

Парадокс Леонтьева 44

Современные теории международной торговли. 45

Неофакторный подход 45

Неотехнологический подход 46

Теории, объясняющие развитие внутриотраслевых обменов 48

Теория представительного спроса 48

Теории неполной (олигопольной и монопольной) конкуренции. 48

6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 49

Понятие и состав международной торговли 49

Международная торговля услугами 50

Классификация торгуемых услуг 52

7. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 55

Цели и направления внешнеторговой политики 55

Общая характеристика баланса внешней торговли 57

Факторы, влияющие на внешнеторговый баланс 58

Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли 59

Характеристика тарифных методов государственного регулирования 60

Основные формы нетарифных ограничений внешней торговли 61

Сущность и виды таможенных пошлин 65

Основные типы тарифной политики 67

8.Свободная торговая и протекционизм. Межгосударственное регулирование внешней торговли 67

Сущность политики свободной торговли и протекционизма 67

Положительные и отрицательные черты протекционизма 69

Выигрыш производителей от введения протекционистских мер 70

Тактические и стратегические последствия протекционизма дня государства 71

Снижение уровня благосостояния потребителей 71

Сущность и виды межгосударственного регулирования внешней торговли 72

Таможенные союзы 73

Международные организации 74

9. СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА 77

Инвестиционная политика принимающих стран. 83

Мероприятия по расширению участия иностранного капитала в национальной экономике 84

Проблема внешней задолженности 86

10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ 87

Причины международной миграции населения, ее основные виды. 87

Государственное регулирование иммиграции рабочей силы. 90

Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-донорах. 93

11.МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИ 96

Понятие и виды технологий 96

Коммерческая и некоммерческая передача технологий 97

ТНК на международном рынке технологий 100

12. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК 101

Золотой стандарт 102

Бреттон-вудская валютная система 104

Ямайская валютная система 111

Валюты, их виды, конвертируемость валют 111

Валютный курс 113

Валютный рынок 114

13.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 118

Формы, цели, предпосылки интеграции 118

Западноевропейская интеграция 122

14.Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия 123

Этапы интернационализации хозяйственной деятельности 123

Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики 126

Предпосылки развития процессов глобализации 131

Позитивные последствия глобализационных процессов 134

Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации 135

СОДЕРЖАНИЕ 142

Тема: Глобализация в современном мире

Впервые этот термин употребил Левит. Живет и работает в Омае.

Глобализацию определить 3 способами: Глобализация всего мира, компании, отдельной страны, отрасли, направления бизнес деятельности, бизнес активности. функции одной компании. На мировом уровне глобализация касается роста экономики взаимозависимых стран, которые отражаются в увеличении перехода через границы товаров, услуг, капитала, ноу-хау. На уровне конкретной страны относится к степени переплетения экономики страны и остального мира.

На уровне конкретной отрасли глобализация имеет отношение к степени конкурентоспособного положения определённой компании в данной стране по отношению к аналогичной другой стране.

В экономическом росте страны принимает участие мультинациональные, глобальные, транснациональные компании.

Эпоху глобализации характеризуют факторы:

1) лёгкость доступа к открытым рынкам;

2) требовательность потребителя;

3) постоянное совершенствование качества производства;

4) потребность в быстром и гибком принятие решений, а так же коммуникации;

5) рост технологических инноваций;

6) критическая важность фактора человеческих взаимоотношений;

7) рост значения разнообразия;

8) трудности, неизбежные при изоляции.

Преимущества глобализации:

1) потенциал поиска на мировом рынке недостающих ресурсов и возможный недостаток ресурсов компенсируется за счёт мира;

2) перспективы открываются в рациональном использовании единого научно-технического потенциала;

3) распространение мировой торговли – продажи патентов и лицензий – сказывается на развитие компаний, экономики.

Недостатки глобализации:

1) возросла зависимость от мира;

2) современный мир характеризуется миграцией, ввод единой валюты;

3) осуществляется переход от периода, когда были сначала свои интересы, в период глобализации, нет жёсткого регулирования.

Движущие силы глобализации:

1) распространение новых технологий;

2) взаимозависимость финансовых рынков;

3) расширение рынков сбыта;

4) минимизация издержек производства;

5) экономическая интеграция;

6) распространение общих моделей менталитета;

7) мировые культурные ценности;

8) свобода торговли;

9) глобальное мышление.

Сдерживающие силы:

1) национализм;

2) национальные особенности рынка;

3) национальный экономический контроль;

4) неравномерность развития отраслей экономики;

5) сложившаяся практика управления и медленные темпы изменений;

6) национальное ограниченное мышление;

7) антиглобализм.

Формы:

Большинство мультинациональных компаний n-центричны (этноцентричны), ориентированы на страну, где находится штаб-квартира, оттуда идут указания фирмам и научно-исследовательских подразделений за рубежом.

ТНК (транс национальная компания) – штаб-квартира даёт указания

МНК (мульти национальная компания) – собирается совет и уже от него указания

МНК – геоцентрические, не привязана к стране

Большинство компаний -геоцентричны.

Предмет геоэкономики – с одной стороны, экономическое измерение глобального мира, причём главенствует и выступает как центральный вектор мирового развития; с другой стороны, синтез различных сфер деятельности человека и его дух нравственного состояния в единую модель рационального поведения. То есть геоэкономика представляется как новая парадигма мирового развития, предполагающая новую модель мирового порядка с новой системой ценностей, что обуславливает качество жизни в целом.

Общий контур геоэкономического управления – качественно новая организационно функциональная и управляемая система, сложившаяся в геоэкономическом пространстве и со ставной каркас новой глобальной модели управления.

Стратегия национального развития выстраивается в соответствии с внешней сферой.

В современных условиях глобализации – эта сфера имеет важное значение, так как любая национальная экономика «смотрит» во внешний мир через своеобразную призму системы национальных интересов, приоритетов и соответственно внешних экономических институтов. Связанно со структурами мирового разделения труда, в которой задействован мир.

Данное положение требует развития широко-аспектного виденья мира, учитывая все культурное многообразие взаимодействия субъектов.

Современные экономические процессы требуют гибкости мышления управленческих кадров мега-корпорации, то есть введения новых систем кросскультурного управления новым типом рабочей силы, различия проф. состава на различные территориальные локализации.

Соотношение такого рода организаций должны иметь в своём составе структурные подразделения. Дающие возможность глубокого внедрения в мировой рынок рабочей силы мобильно задействуя различные её категории, необходимые для того, чтобы привести в движение всю товаро-вешественную массу.

То есть в мире создаются страны-системы – государства, которые в целях реализации своих геоэкономических интересов формируется самостоятельной системы интернационализированный в воспроизводственных циклах. Их звеньями выступают национальные транснациональные структуры, в которой государство реализует национальные интересы в геоэкономическом пространстве.

То есть в национальной экономике встраивается геоэкономическая макромодель, обеспечивающая решение стратегических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: