Различия в стиле ведения переговоров в различных культурах

25.11

18.11

21.10

Хоть модель деловой культуры Эльфевая башня, так же как и управляемая ракета ориентирована на достижение определенной цели, ключевыми словами и стержнем управленческой системы являются не цель, задача и проект, а термины структура, система, функциональные обязанности. Важнейшими характеристиками модели являются четкое структурирование властной вертикали, определение роли каждого работника, жесткая субординация и тщательный контроль за исполнением детально прописанных функциональных обязанностей. Делегирование полномочий увязывается с этими обязанностями. Попытки их перераспределения пресекаются. Тщательное исполнение спущенных сверху заданий учитывается и оценивается при оплате труда, и часто выше, чем достигаемый результат.

Так же как в эльфевой башне работники компании с моделью деловой культуры «Семья» ориентируются на исполнение указаний свыше. Структурное управление в модели семья носит еще более ярко выраженный иерархический характер. Несмотря на высокую степень иерархичности власть в семье не сильно давит на работников сверху, сколько формируется через них и существует благодаря их поддержке.

Незыблемым является установка процветания семьи, равнозначное процветанию ее членов. Обычно ожидается, что находится на верхних ступенях власти руководитель, не только менеджер, но и лидер, который отличается знанием, опытом, жизненной мудростью и т.д.. Система в целом базируется на патерналистских установках, т.е. инициатива и усилия подчиненных должны соответствовать пожеланиям и указаниям руководителя. Он, в свою очередь, черпает ответы на вопросы и принимает решения на основе неформальных намеков и подсказок подчиненных. Причем процесс обратной связи часто не осознается сторонами. Мудрость окончательного решения руководителя, как отца, приписывается исключительно его жизненному опыту, проницательности, знанию людей, а не подсказкам через обратную связь. Делегирование полномочий в модели «семья» процесс достаточно сложный. Обычно, в присутствии отца делегирование остается в сфере желаемого. Патерналистский характер модели «семья» вместе с высокой дистанцией власти очень затрудняет внедрение и рефлективное функционирование в рамках этой культуры матричной системы управления, при которой возникает ситуация двойной подчиненности сотрудникам. Нечеткое формулирование, а следовательно и понимание обязанностей, перекладывание функций, жалобы руководству на другие службы (наиболее распространенные причины острых конфликтов между отделами)

Не менее сложно осуществляет модель «семья» процесс управления изменениями. Любое изменение приводит к противоречиям со сложившимся традиционным укладом. Единственная возможность проведения быстрых и радикальных изменений – их инициирование руководителем компании, которое включает убеждение и силовое проталкивание. Но, ограничителя корпоративной культуры «семья» компенсируются ее достоинствами. Например: «Семья» наличие высокого уровня корпоративного братства и сплоченности в периоды кризисных потрясений. Она легко концентрирует ресурсы и перебрасывает их с одного направления на другое. В тоже время достаточно иерархическая модель «Семья» демонстрирует гибкость и адаптивность к внешним условиям, если во главе стоит сильный лидер. При смене лидера, роль «отца» может быть принята «старшим братом». Это часто происходит сравнительно безболезненно, обеспечивая преемственность поколений. ё

В реальном бизнесе корпоративная культура любой компании тяготеет к 1-ой из 4-ех моделей и несет в себе черты других.

В каждой стране та или иная модель исторически является доминирующей, в наибольшей степени соответствуя культурно-этническим принципам, стереотипам, поведением, традициям

Принципы модели «управляемая ракета» традиционно характерны корпорациям США, Канады, Англо-саксонких групп и Скандинавии.

Модель «эльфевая» башня –Германии, Австрии, Венгрии, Австралии, Новой Зеландии. Элементы присутствуют и в РФ.

Модель «инкубатор» имеет не только национальную окраску, но и широкое распространение в техно-полисах, т.е. Силиконовая долина.

Модель «семья» является старейшей из корпоративных моделей. Например, в средневековой Европе цеховые организации ремесленников строились по этой модели. С определенными модификациями модель «Семья» продолжает работать и в наше время, управляя гигантскими активами и успешно конкурируя с другими моделями корпоративной культуры.

Позитивные примеры: Рокфеллеры (кланы миллиардеров). Модель доминирует в странах арабского востока, юго-восточной и центральной Азии, в южной Европе и части стран восточной и центральной Европы. Принципы этой модели в существенной степени характерны как для Российской деловой культуры, так и для культуры стран СНГ.

Универсализм и партикуляризм в международном бизнесе.

Когда компания выходит на международную арену, ее почти неизбежно ждет переход на более универсальный взгляд на вещи, т.к. товары и услуги в настоящее время предлагают все большему количеству людей. Их желание приобретать товары и услуги свидетельствует о том, что компания приобретает необходимый универсальный размах, следовательно способы производства товаров, управление теми, кто отвечает за производство и сбыт товаров потребителям также следует универсализировать. Сферами бизнеса, в котором противостояние универсалисткого и партикуляристского подхода проявляются особенно ярко:

1)контракт

2) график командировок

3(роль головного офиса

4)оценка качества работы и премирование.

1. Контракт- с точки зрения партикуляристского партнера, большую роль играют личностные отношения с партнерами, которого уважают. Иногда дело может дойти до разрыва отношений с партнером универсалистом по той причине, что партикулярист обиделся на проявленное к нему недоверие и посчитал условия контракта слишком жесткими. Существует серьезный недочет в том, как представитель универсалисткой культуры строит бизнес с партнером партикуляристом. Он не придает значение качеству самих отношений. Универсалист воспринимает контракт как исчерпывающий документ, а партикулярист лишь как определенные рамки для свободного развития отношений. Партикулярист будет стремиться придвть контракту максимально расплывчатую форму и возможно не согласиться с дополнениями, которые слишком конкретизируют или ужесточают документ. По мнению партикуляриста, человеческие добрые отношения с клиентом и здоровые отношения внутри коллектива способствуют достижению большего, чем требует контракт. Кроме того, хорошо налаженные отношения между людьми обладают такими качествами как гибкость, чего как правило лишен контракт.

Бизнесмены из Азии, арабских и латиноамериканских стран считают, что контракт автоматически меняется, если меняются обстоятельства.

2. График командировок. Универсалист (Северная Америка, Британия, Голландия, Германия) поступает мудро, задержавшись как можно дольше в стране с партикуляристской культурой, т.к. они не любят спешки.

Процесс установления отношений часто занимает немало времени, но с точки зрения партикуляриста это время окупается с лихвой, т.к. его не надо будет тратить на разрешение проблем с партнером. Он также считает, что, не желая, потратить время сейчас вы обрекаете деловые отношения на неудачу.

В Российской практике также свободно определяют ритуал приема и проводов для партнеров. Личные взаимоотношения часто становятся основными при построении деловых взаимоотношений. Однако, это зависит от многих обстоятельств, т.е. контекста, в котором проводятся переговоры или встречи.

3. Роль головного офиса

В тех западных странах, где хорошо развит универсализм в головном офисе сконцентрированы силы, осуществляющие контроль за глобальным маркетингом, производством и управлением человеческими ресурсами. Как показывает опыт, внутри партикуляр. национ. культур приказы центрального руководства, как правило, не в состоянии обеспечить полный контроль за деятельностью на местах. В этом случае, филиалы разрабатывают собственные стандарты и ормы., которые становятся основой их работы. В результате, они лишь делают вид, что соблюдают директивы головного офиса.

4. Оценка качества работы и премирование.

Политика головного офиса в сфере работы с кадрами часто заключается в том, чтобы внедрить обязательные системы оценки работы и премирования для поголовного исполнения на местах. Логика этой универсалистской политики состоит в том, чтобы у всех должностей были инструкции. Классификация кандидата на должность сверена с каталогом, работа каждого сотрудника оценивалась согласно критериям, предусмотренным их трудовыми контрактами. Такая политика находится в не национального культурного контекста. Создается впечатление управления, которая справедлива и универсальна в своих методах. Данная система менеджмента получила широкое распространение в послевоенные годы, когда наблюдался быстрый рост компаний и особенно ТНК(транснацион.комп.)

Представительство в различных культурах.

Коллективистские культуры предпочитают многочисленное представительство. Если в ходе переговоров возникла непредвиденная ситуация, коллективисты стремятся согласовать пути решения с теми, кто остался дома. Очень редко можно наблюдать случай, когда направленный японец участвует в важных переговорах в одиночку. В то же время в англо-саксонской культуре представитель-одиночка голосует от имени тех, кого он уполномочен представлять, что является значимым для парламентской демократии. В более коллективистских культурах те, кто присутствует на совещаниях, переговорах четко разделяют мнение тех, кто их послал.

Параметры:

1) статус

Люди, у которых нет определенной «свиты» воспринимаются как лица недостаточно высокого статуса, например, если вы приедете без сопровождения в Тайланд, они могут недооценивать положения, которое вы занимаете у себя дома.

2) принятие решений

Принятие решения в коллективистской культуре обычно занимает гораздо больше времени и требует больше усилий для того, чтобы убедить всех в правоте определенной точки зрения. Способ одержания победы в виде голосования, который часто практикуется в англо-язычных странах здесь, как правило, неприемлем. В странах с коллективистской культурой предпочитают проводить длительные консультации, согласуя со странами, которых касается рассмотрения решений. Но в виду того, что интересы коллектива часто не терпят отлагательства, консенсус рано или поздно будет найден. Если с какой-либо стороной или головным офисом не было согласовано решение, то предварительное «да» вследствие может оказаться категорическим «нет». Множество мелких возражений обычно возникающих в ходе согласования носит скорее практический, а не личный характер. Консенсус может быть достигнут несколькими способами. Поскольку обе стороны обычно сами участвуют в проведении решения, последний этап согласования протекает гладко. Время, «потерянное», с точки зрения индивидуалистов возвращается, когда согласовываются моменты не вызывающие нареканий. Японский процесс «ринги», когда согласованное решение пускают по кругу и каждый участник должен поставит свою визу является ярким примером коллективистской традиции. Однако он занимает достаточно длительное время.

3) различие в организованной структуре

В западных теориях мотивации люди, опираясь на незрелые и потому примитивные социальные потребности стремятся к самовыражению, цель которых вершина иерархии. Такой подход находит отклик далеко не во всем мире, как бы он ни был распространён в США и Западной Европе. Понятие восточных культур о высшем благе заключается в гармоничном отношении с природой, причем во всех сферах общ. с нею. Основное внимание обращено на окружающий мир.

В индивидуальных культурах организации являются средством к достижению цели. Они как бы специально созданы, чтобы служить интересам владельцев, сотрудников, клиентов. Члены организации вступают в отношения лишь постольку, поскольку это отвечает их личным интересам. В коллективистских культурах организация в большей степени призвана работать на благо того социально контекста, в котором члены организации обретают смысл бытия и цель жизни. Организации часто приравниваются к большей семье или сообществу, которые воспитывают своих членов и часто живут гораздо дольше, чем они сами.

Рост и процветание организации воспринимается не как источник благосостояния для каждого ее члена или как кормушка для высшего руководства, а как благая цель.

Советы по ведению бизнеса в странах с индивидуальной и коллективистской культурами

Определение различий в ведении бизнеса

индивидуальная коллективистская
Часто используются местоимение Я Часто используются местоимение МЫ
Решение применяется представителем на месте Принятие решения согласовывается с представителем головной организации
Люди добиваются цели в одиночку и несут персональную ответственность Люди достигают цели сообща
На отдых ездят парами или в одиночку На отдых ездят в составе организованных групп или с многочисленными родственниками
Как вести бизнес с индивидуалистами Как вести бизнес с коллективистами
Будьте готовы к стремительно принимаемым решениям и неожиданным обстоятельствам, несогласованным с головной организацией Проявите терпение, сколько бы времени не потребовалось на согласование и консультации
Ведущий переговоры может быть связан обязательствами с теми, представителем кого он является и поэтому весьма несговорчив Ведущий переговоры стремится к достижению лишь предварительных договоренностей и может отказаться от достигнутого решения после консультации со своим начальством
Самые жаркие дебаты, скорее всего уже состоялись внутри организации на этапе подготовки к встрече, в связи с этим вам предстоит потрудиться, чтобы навязать свою точку зрения Вам предстоит каким-то образом убедить их согласиться с вашими предложениями, которые исходят из интересов вашей компании
Проведение деловых переговоров в одиночку означает, что данное лицо пользуется уважением в организации, направившей его и это предает ему чувство уверенности Ведение бизнеса с человеком, который окружен советниками и помощниками говорит о том, что он имеет высокое положение в организации, направившей его
Цель состоит в том, чтобы поскорее заключить сделку с коллективистами Цель состоит в том, чтобы наладить долгосрочные крепкие связи

Советы по ведению бизнеса в странах с универсалистской и партикуляристской культурами

универсалистская Партикуляристская
В центре внимания больше правило, чем человеческие отношения В центре внимания больше человеческие отношения, чем правило
Контракты составляются в любом случае В контракты с готовностью вносятся изменения
Заслуживающий доверия человек тот, кто держит слово или соблюдает положение контракта Заслуживающий доверия человек тот, кто признает право сторон на изменения пунктов контракта
Реальное положение вещей то, о чем договорились стороны Реальное положение вещей представляется относительным и зависит от обстоятельств, в которых оказались стороны
«сделка есть сделка» Отношения эволюционизируются (движутся беспрерывно)

Советы по ведению бизнеса

С универсалистами С партикуляристами
Будьте готовы к рациональной профессиональной манере переговоров, которая подталкивает вас к согласию Будьте готовы к посторонним разговорам во время переговоров, которые, как может показаться, не способствуют заключению сделки
Не воспринимайте как грубость такой подход к делу, когда отношение лично к вам как будто не в счет и речь идет только о бизнесе и больше ни о чем Не воспринимайте, как пустую болтовню вопросы о вашей личной жизни
Тщательно готовьте документацию, прибегая в случае сомнений к услугам профессионального юриста Хорошо подумайте, не послужат ли юридические гарантии, записанные в контракте, знаком недоверия к партнеру

Гриффин и Пастей приводят сведения об особенностях переговоров в различных деловых культурах.

Япония Северная Америка Латинская Америка
  1. Высокая значимость эмоциональной восприимчивости
  2. Умение скрывать эмоции
  3. Тонкая игра, согласие между партнерами
  4. Лояльность работников по отношению к работодателю, забота работодателя о своих работниках
  5. Групповое принятие решений на основе консенсуса
  6. Важность поддержания престижа, в некоторых случаях принятие решений на основании необходимости спасения чей-то репутации
  7. Лица принимающие решения имеют нескрываемые особые интересы
  8. Отсутствие склонностей к полемике, сохранение спокойствие в случае собственной правоты
  9. Особая забота об аккуратности и правильности деловой документации
  10. Пошаговый подход к принятию решений
  11. Конечная цель – интересы группы
  12. Формирование благоприятной среды для принятия решений
1. Низкая значимость эмоциональной восприимчивости 2. Открытые и беспристрастные действия 3. Разрешение споров через суд, реже чем на основании соглашения между партнерами 4. Недостаточная преданность работников работодателю, разрыв связей обеих сторон в случае необходимости 5. Командная работа служит ресурсом для принимающего решения 6. Принятие решений на основании соотношения между затратами и результатами,поддержание престижа не всегда является основанием для принятия решений 7. Лица принимающие решения имеют особые интересы,однако, во многих случаях это считается неэтичным. 8. Склонность к полемике и в случае правоты и в случае неправоты при сохранении объективности 9. Большое значение деловой документации, как доказанного материала 10. Систематический подход к организации процесса принятия решения 11. Конечная цель – получение прибыли или удовлетворение интересов 12. Объективность процесса принятия решений, стремление к тому, чтобы избежать затруднительных ситуаций и конфликтов
  1. Достаточно высокая
  2. Высокий уровень эмоциональности
  3. Грубая игра, использование слабых сторон партнёров
  4. Лояльность работников по отношению к работодателю, которые во многих случаях являются членами семьи
  5. Решение принимается индивидуально
  6. Решающее значение поддержание престижа в процессе принятия решения, что необходимо для сохранения чести и достоинства
  7. Предполагается наличие особых интересов у лица принимающего решение, терпимое отношение окружающих к удовлетворению таких интересов
  8. Склонность к полемике, но не сдержанность
  9. Нетерпимое отношение к деловой документации, как помехи на пути понимания общих принципов
  10. Импульсивное, спонтанное принятие решения
  11. Что хорошо для группы, то и хорошо для отдельных её членов
  12. Субъективный подход к принятию решения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: