Административные полномочия БР
Статус нормотворчества
Независимость
Вещные права
Все имущество ЦБ является федеральной собственностью
Ст 8 закона о цб: банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено законом. Банк России участвует в капитале Сбербанка, Банка Внешней торговли, а так же в банках иностранных государств, определенных этим законом. Только те банки, которые перечислены законом, либо принят соответствующих закон.
Ст 1 закона о ЦБ – функции определяются КРФ и иными ФЗ и он свою деятельностью осуществляет независимо от других федеральных органов.
Ст. 5 – банк России подотчетен ГД.
Национальный банковский совет – коллегиальный орган Банка России.
Ст 21 - присутствует на заседании Правительства, участвует в экономической политике РФ.
Ст 22 закона о банках и банковской деятельности – Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования федерального бюджета.
Ст.7 закона о ЦБ - по вопросам его компетенции издает указания, положения, инструкции, обязательные для всех органов.
Денежные потоки - прерогатива ЦБ.
«Правила осуществления расчетов»
Устанавливает правила осуществления всех банковских операций.
Все нормативные акты Банка России дб зарегистрированы в Минюсте.
Не подлежат государственной регистрации НА БР, которые устанавливают курсы валют, размеры резервных требований, а так же НА, которые носят характер указаний, приказов, а так же ряд иных актов.
Для реализации своих конституционных задач (ст. 75 КРФ) БР наделен государственно-властными полномочиями, использует императивные методы в регулировании банковской системы: глава 10 закона о ЦБ «банковское регулирование и банковский надзор».
БР является органом банковского регулирования и банковского надзора.
Целями такого регулирования является: укрепление банковской системы, защита интересов вкладчиков.
Для того, чтобы удачно оперировать на рынке БР устанавливает нормативы. Ст. 62: в целях обеспечения устойчивости банков БР устанавливает следующие обязательные нормативы:
1. Минимальный размер уставного капитала
2. Устанавливает максимальный размер риска на каждого заемщика (или группу заемщиков). Риск – размер ущерба, который может понести предприниматель.
3. Минимальный размер резервов, создаваемый под риски
Банковский надзор – БР обязан не менее 1 раза в год проверять все кредитные организации по соблюдению банковского законодательства. Ст. 73 о ЦБ.
Статус гражданско- правового регулирования.
16.03.2013
23.03.2013.
Закон «о банках и банковской деятельности» - глава 3. Ст.24 – предусматривает средства обеспечения финансовой надежности кредитной организации.
· Классификация активов
· Создавать резервы
· Соблюдать нормативы, установленные ЦБ.
5 видов риска по кредитам. Кредитные отделы, выдавая кредит, обязаны, по законодательству, развести актив.
Первая группа 0-2%, пятая группа – 100%.
Если суда выдается без обеспечения, ставится 5 группа риска (пример: выдал 20 млн, 20 млн - резерв).
Обязательные резервы банка – те резервы, которые банк формирует по привлеченным денежным средства (ресурсы хранятся на счетах ЦБ, ЦБ может еженедельно устанавливать резервы.)
Ликвидность банка – способность банка своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами, кредиторами и акционерами банка.
Устанавливаются нормативы ликвидности.
Оперативная ликвидность – способность ежедневно выполнять и погашать свои обязательства.
Текущая – в течение 30 дней после заявленных требований.
Ликвидность является по сути снижением банковский рисков. Банковские риски – это непременное условие, обеспечивающее финансовую устойчивость кредитных организаций.
Кредитный риск – риск возникновения убытков вследствие ненадлежащего исполнения должником своих обязательств пред кредитной организацией.
Правовой риск – риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие несоблюдения кредитной организацией требований НПА и заключенных договоров. В правовой риск входят так же допускаемые правовые ошибки: неправильные консультации, неверное составление документов и проч.
Все риски учитываются соответствующим банков и допускаются вследствие ошибок кредитной организации.
Вывод: закон определяется различные меры по обеспечению финансовой стабильности банка, устанавливает методы, направленные на снижение риской (касается и НА Цб, локальных актов самой организации), то есть это банковские регуляторы, выраженные в виде нормативных актов и правовых норм.
Эти регуляторы типичны для любой банковской системы любой страны и являются прежде всего стимулирующим воздействием на операционную деятельность любой кредитной организации.