Вопрос 5. Государственный бюджет: сущность, функции, состав доходов и расходов

По времени проведения финансовый контроль условно подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляют на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, и организаций на текущие и капитальные расходы.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе производственной хозяйственной и финансовой деятельности, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль осуществляют на основе первичных документов оперативного бухгалтерского учета и отчетности. Он предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа определяются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяют количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляют причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются: проверки, обследования, анализ, ревизии.

1) Проверки, осуществляемые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяют на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

2) Обследование. Оно заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверяют первичные бухгалтерские документы, но проводят контрольные замеры производственных показателей, расхода топлива, электроэнергии, устанавливают скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, налогообложения и т.д.

3) Важным методом финансового контроля является анализ, проводимый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. В ходе анализа определяют уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д.

4) Основной метод финансового контроля — ревизия - комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций и бюджетных процедур, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности, обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

Виды ревизий классифицируют по ряду признаков:

1. ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные;

2. полноте охвата ревизуемых материалов — полные и частичные, комплексные и тематические[5];

3. по степени охвата финансово-хозяйственных операций - сплошные, выборочные и комбинируемые[6];

4. по отношению к плану контрольно-экономических работ — плановые, внеплановые;

5. по привлекаемым материалам и способам проверки — документальные и фактические;

6. по очередности использования одних и тех же документов — первичные, дополнительные, повторные и др.

Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику, достоинства и недостатки. Выбор вида ревизии зависит от характера стоящих перед ней общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.

Ревизионный процесс условно подразделяют на четыре этапа:

1. подготовительный,

2. собственно проверка,

3. систематизация и обработка материалов проверки,

4. реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии.

Акт ревизии традиционно состоит из трех частей:

1. вводная — с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого объекта,

2. основная — с констатацией нарушений и обоснованием их причин,

3. заключительная (результативная) — с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: