Вопрос 12. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование представляет собой составную часть планирования экономики и базируется на системе макроэкономических показателей. Основной целью финансового планирования можно считать обеспечение устойчивого исполнения выбранных приоритетов бюджетной политики с минимальными (приведенными) суммарными издержками в заданный период планирования. При этом под приоритетами можно понимать набор конкретных целей с качественными и количественными показателями. Приоритеты или цели бюджетной политики должны вытекать из приоритетов или целей социально-экономического развития, заданных органами управления территории на основе предпочтений населения. В итоге, финансовый план позволяет удовлетворять предпочтения населения с наименьшими суммарными (приведенными) издержками в заданный период времени, что соответствует смыслу государственной власти в современном ее понимании.

Относительная обособленность отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, отраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему финансового планирования.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит БЮДЖЕТАМ (федеральному, субъектов РФ, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Наряду с бюджетами на федеральном и региональном уровне формируются бюджеты государственных внебюджетных фондов социального назначения (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фондов обязательного медицинского страхования).

С 2008 г. проекты федерального, региональных и местных, а также проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. До 2008 г. в России отсутствовал механизм среднесрочного планирования государственных финансов, что проявлялось, прежде всего, в годовом периоде планирования бюджетных доходов и расходов.

Преимущества внедрения многолетнего бюджетного подхода:

i. помещение бюджетного процесса в многолетнюю структуру заставляет правительство принимать более точные и согласованные решения относительно целей и приоритетов своей политики

ii. среднесрочные бюджетные проектировки выявляют случаи, когда текущая политика и её будущие последствия противоречат финансовой стратегии

iii. многолетние расчеты обеспечивают непрерывность бюджетного процесса, помещая формирование годового бюджета в контекст среднесрочной финансовой стратегии правительства и устанавливаемых в ней приоритетов

iv. многолетний бюджет стимулирует эффективность распределения общественных ресурсов, повышая прозрачность и ответственность бюджетного процесса и обеспечивая механизм систематического пересмотра намеченных обязательств и их приоритетности

v. многолетний бюджет служить инструментом укрепления сотрудничества между различными правительственными агентствами, увеличивая вовлеченность линейных (отраслевых) министерств в бюджетный процесс.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных (среднесрочных) финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов денежных доходов и расходов населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: