Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ВОПРОС 13. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ




Финансовый контрольпредставляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны.

Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Принцип разделения властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и представительной власти.

В настоящее время государственный финансовый контроль осуществляют органы:

1) законодательной власти -Счетная палата РФ

2) исполнительной власти и местного самоуправления -Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

Ø непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

Ø непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

Ø соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

Ø наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, а также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений, автономных учреждений; осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.




Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

(а) внутрифирменным контролем,

(б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями

(в) независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.



Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, то его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

1) В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды:

государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой, Счетной палатой РФ, Федеральной таможенной службой, Центральным банком РФ и др.). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств. Он охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля в соответствии с отраслевыми (ведомственными) особенностями финансово-хозяйственной деятельности;

внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;

независимый (аудиторский) контроль, выполняемый аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 547; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8657 - | 7098 - или читать все...

Читайте также:

  1. I вопрос: Структура акушерской помощи
  2. II. 1. Методические указания к выполнению контрольных
  3. II. 1. Методические указания к выполнению контрольных заданий
  4. III вопрос: Принципы обследования и наблюдения беременных в женской консультации
  5. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Вопросы для самопроверки. Назначение исполнительных устройств
  6. Автотрансформаторы. Вопрос 3. Классификация мер защиты информации
  7. Аграрно-крестьянский вопрос” и его разрешение с помощью реформы 1861 г
  8. Аграрный вопрос и способы его решения
  9. Административный контроль
  10. Анализ и использование результатов проведения контрольных мероприятий
  11. Анализ материалов обследования. (вопрос 27)
  12. Анализ ср-в, направляемых на ОТ.. На каждом предприятии большое значение имеет анализ труда, в процессе которого следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда оплаты


 

35.171.146.16 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.