double arrow

Пример.. Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ

Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком.

Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства.

Система классификации позволяет сгруппировать объекты выделить определенные классы, которые будут характеризоваться рядом общих свойств.

Классификация объектов — это процедура группировки на качественном уровне, направленная на выделение однородных свойств. Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами.

Свойства информационного объекта определяются информационными параметрами, называемыми реквизитами.

Реквизиты представляются либо числовыми данными, например вес, стоимость, год, либо признаками, например цвет, марка машины, фамилия.

Реквизитлогически неделимый информационный элемент, описывающий определенное свойство объекта, процесса, явления и т.п.

При любой классификации желательно, чтобы соблюдались следующие требования:

полнота охвата объектов рассматриваемой области;

однозначность реквизитов;

возможность включения новых объектов.

Классификаторсистематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок.

При классификации широко используются понятия классификационный признак и значение классификационного признака, которые позволяют установить сходство или различие объектов. Возможен подход к классификации с объединением этих двух понятий в одно; названное как признак классификации.

Разработаны три метода классификации объектов:

иерархический,

фасетный,

дескрипторный.

Эти методы различаются разной стратегией применения классификационных признаков.

Иерархическая система классификации

Иерархическая система классификации (рис.) строится следующим образом:

исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень;

каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень;

каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень, и т.д.

Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо перед началом работы определить ее цель, т.е. какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты.

Эти свойства принимаются в дальнейшем за признаки классификации.

В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака.

Для последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения.

Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации.

Достоинстваиерархической системы классификации:

простота построения;

использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической структуры.

Недостаткииерархической системы классификации:

жесткая структура, которая приводит к сложности внесения изменений,так как приходится перераспределять все классификационные группировки;

невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков.

Фасетная система классификации

Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта.

Признаки классификации называются фасетами (facet — рамка).

Каждый фасет (Фi) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение.

Схема построения фасетной системы классификации в виде таблицы отображена на рисунке.

Названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам), обозначенным Ф1, Ф2, ..., Фi, …, Фn. Например, цвет, размер одежды, вес и т.д.

Произведена нумерация строк таблицы. В каждой клетке таблицы хранится конкретное значение фасета. Например, фасет цвет, обозначенный Ф2, содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый.

Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. Для каждого объекта задается конкретная группировка фасетов структурной формулой, в которой отражается их порядок следования:

где Фi — i-й фасет;

n — количество фасетов.

При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.

Достоинства фасетной системы классификации:

возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок,

возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок.

Недостаткомфасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.

При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.

Достоинства фасетной системы классификации:

возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок,

возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок.

Недостаткомфасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.

При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.

Достоинства фасетной системы классификации:

возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок,

возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок.

Недостаткомфасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.

Название факультета Возраст Пол Дети
Радиотехнический До 20 лет М Есть
Машиностроительный 20—30 лет Ж Нет
Коммерческий Свыше 30 лет    
Информационные системы      
Математический      

Дескрипторная система классификации

Для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей) эффективно используется дескрипторная (описательная) система классификации, язык которой приближается к естественному языку описания информационных объектов. Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска.

Суть дескрипторного метода классификации заключается в следующем:

отбирается совокупность ключевых слов или словосочетаний, описывающих определенную предметную область или совокупность однородных объектов;

• выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т.е. из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребимых;

• создается словарь дескрипторов.

Пример.

В качестве предметной области выбирается учебная деятельность в высшем учебном заведении. Ключевыми словами могут быть выбраны: студент, обучаемый, учащийся, преподаватель, учитель, педагог, лектор, ассистент, доцент, профессор, коллега, факультет, подразделение университета, аудитория, комната, лекция, практическое занятие, занятие и т.д.

Среди указанных ключевых слов встречаются синонимы, например: студент, обучаемый, учащийся; преподаватель, учитель, педагог; факультет, подразделение университета и т.д.

После нормализации словарь дескрипторов будет состоять из следующих слов: студент, преподаватель, лектор, ассистент, доцент, профессор, факультет, аудитория, лекция, практическое занятие и т.д.

Между дескрипторами устанавливаются связи, которые позволяют расширить область поиска информации.

Связи могут быть трех видов:

синонимические, указывающие некоторую совокупность ключевых слов как синонимы;

родо-видовые, отражающие включение некоторого класса объектов в более представительный класс;

ассоциативные, соединяющие дескрипторы, обладающие общими свойствами.

Синонимическая связь: студент—учащийся—обучаемый.

Родо-видовая связь: университет — факультет — кафедра.

Ассоциативная связь: студент — экзамен — профессор — аудитория.