Политические идеи Нового времени

В XIV-XV вв. в жизни Западной Европы произошли большие перемены. В Италии, Голландии, а затем и других странах стали развиваться зачатки капиталистического способа производства.

Видным политическим публицистом начавшегося периода Возрождения был Н.Макиавелли (1469-1527). Он первым в Новое время взглянул на государство человеческими глазами, стал выводить его законы не из теологии, а из разума и опыта. В работе «Государь» Макиавелли пишет, что действиями людей правят не боги, а людское честолюбие и мотив власти. Макиавелли разработал представление о политике как искусстве государей удерживать власть, побеждать врагов и расширять свои владения, не «отклоняясь от добра, если это возможно, но уметь вступать на путь зла, если это необходимо». «Государь, должен совмещать в себе качества льва и лисицы». Выявив расхождение политики с моралью, он приобрел многих последователей, которые, ссылаясь на него, утверждали, будто цель оправдывает средства. Циничная аморальная политика стала называться «макиавеллизмом», и она весьма распространена до сих пор.

Социально-политическая мысль эпохи становления капитализма не была однородной. Одни обосновывали необходимость нового буржуазного общества, другие же критиковали его. Среди критиков капитализма можно выделить Т.Мора («Утопия»), Т.Кампанеллу («Город Солнца»), Ж.Мелье («Завещание»). Являясь представителями утопического социализма, они стояли на позициях отрицания частной собственности. Политическое устройство в справедливом обществе, по их мнению, осно­вано на всеобщем равенстве и свободе.

Важным в данный период для нарождающейся буржуазии становится задача ограничения абсолютной власти феодальных монархов. Для этого требовалось опровергнуть идею о божественном происхождении монархов.

Так английский мыслитель Т. Гоббс, в работе «Левиафан» отрицая божественное происхождение королевской власти, считал, что источник этой власти - общественный договор. Он описывает период естественного догосударственного общества как время постоянной войны всех против всех. Естественно люди искали мира, и нашли его путем общественного договора. Они согласились передать свои естественные права монарху, ограничив свою свободу. На монарха возлагались функции охраны мира и порядка. Из этой теории вытекало, что монарх не должен вмешиваться в дела граждан, а при нарушении мира и порядка граждане могут свергнуть монархию.

Другой английский философ Джон Локк (1632-1704), основатель идеологии либерализма и теории гражданского общества, в работе «Два трактата о правительстве» впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными неотчуждаемыми правами. Это права на жизнь, свободу и собственность. Поддерживая теорию общественного договора, Локк вводит понятие «разделение властей», оставляя за монархом исполнительную власть, а право издавать законы, отдает парламенту.

Важный вклад в теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, внес французский просветитель Ш.Л. Монтескье. Разделение властей в государстве помогает им сдерживать друг друга и не допускать тирании и произвола. Монтескье показал зависимость форм государства от размеров территории и климата.

Идеалом другого просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778) был народный суверенитет, с демократической республикой, где обеспечено равенство как политическое, так и имущественное. Власть в данной республике должна осуществляться непосредственно всем народом, «общей волей» через референдумы. Руссо утверждал возможность и необходимость «принуждения к свободе».

Важное место в развитии политической теории занимают труды американских политических мыслителей, или как их называют «отцов-основателей» американского независимого государства: Т.Пейна, Т.Джефферсона, А.Гамильтона, Д.Мэдисона. В своих трудах они делали упор на естественные права всех людей, записав в Декларации независимости права на жизнь, свободу и счастье. Ими была разработана формула демократической республики с разделением властей по горизонтали и вертикали (на центральные и местные), с системой сдержек и противовесов для отдельных властей, стремящихся к монополии. Именно отцы-основатели заложили основы одной из старейших конституций мира.

Важное значение для характеристики практики применения и развития демократии в США сыграли работы А.Токвиля.

В том же XVIII в. профессор Кенигсбергского университета И.Кант (1724-1804) впервые выдвигает концепцию правового государства. Он приходит к выводу, что государства должно быть ограничено правом.

В XIX в. широкое распространение получили идеи английского тео­ретика Герберта Спенсера. Основой его учения являлась аналогия государства с биологическим организмом. Государство, доказывал Спенсер, есть организм, отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.

В середине XIX в. возникло новое направление политической мысли - марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что политика, политические отношения не могут быть поняты из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал. Они коренятся в материальных условиях жизни классового общества. Следовательно, политическая теория, исследуя общество, политические явления и процессы, должна опираться на исследование производственных отношений. Марксизм рассматривает государство как результат частной собственности и считает, что в результате революции на смену буржуазному государству придет пролетарское, которое утвердит полное народовластие. А развитие самоуправления создаст условия для постепенного отмирания государства и политики вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: