Жан - Жак Руссо (1712 – 1778) – французский просветитель

– Концепция воспитания изложена в произведении " Эмиль, или О воспитании" (1762).

– Отвергал старую систему воспитания, считал необходимым ввести демократичную систему, которая способствовала выявлению дарований, заложенных природой;

– Ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатление от окружающих его предметов через органы чувств.

– Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь и главная задача воспитания – создать человека.

– Ж.Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода, определял ведущее направление развития:

I период - 0-2 лет - главное внимание уделяется физическому воспитанию.

II период - 2-12 лет - воспитание чувств.

III период - 12-15 лет - умственное воспитание.

IV период - 15-18 лет - нравственное воспитание.

– Первоначальное воспитание самый ответственный период, поэтому мать ответственна за ребенка, должна быть терпелива и настойчива. В этот период очень важны закаливания и физические упражнения. С 2 до 12 лет необходимо воспитывать чувства детей, при помощи их познавать окружающий мир.

Историческая справка Педагогическое наследие Взгляды и идеи
Жан-Жак Руссо – деятель французского Просвещения. Философ писатель, композитор. Руссо стоит в ряду великих педагогов. Родился в семье женевского ремесленника – часовщика. В 30 лет приехал в Париж. 1749 г. – победил на конкурсе Дитонской академии сочинений на тему: "Способствует ли прогресс наук и искусств улучшению нравов. 1756 – 1762 – написаны основные произведения. Книги Руссо сжигались. Бежал в Англию, но впоследствии вернулся на Родину. «Проект воспитания де Сант-Мари». Трактат «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании», «Письма о морали», - сделали Руссо знаменитым во всем мире. Последние работы: «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждения об управлении Польшей» и д.р. Энциклопедист по размаху своих интересов, своего дарования, Руссо оставил след в самых разнообразных отраслях человеческого знания. Он писал о театре, о музыке, создал фундаментальное пособие «Музыкальный словарь», написал много соц. полит. работ «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Руссо, как и франц. просветители, был предшественником французской бурж. революции. Якобинцы считали его своим учителем. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии разума», т.е. он считал, что каждый человек волен верить по-своему. 1. Выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Идею свободного воспитания. Центральный пункт педагогической программы Руссо - естественное воспитание или природосообразность. 2. Выступил против авторитарного воспитания. «Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком».» Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек». «Каждый ребенок рождается свободным - это его естественное право, а потому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, т.к. это насилие над личностью». 3. Считал, что на ребенка воздействует три фактора воспитания: природа, люди, общество, которые вместе обеспечивают естественное развитие ребенка. Под естественным воспитанием понимаем развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. 4. Выступал с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. 5. Разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. 6. Создал свою периодизацию и определил ведущие линии в развитии ребенка на каждом возрастном этапе: 0-2 лет (раннее детство) - физическое развитие – физическое воспитание; 2-12 (период сна разума)- развитие внешних чувств – сенсорное воспитание 12-15 - умственное развитие - умственное и трудовое воспитание(природоведение, матем.; без книг) 15-18 (период "бурь и страстей") - нравственное развитие – нравственное воспитание (пора чтения историч. сочинений — биограф. велик. людей Античности).

И.Г. Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог-демократ.

Гуманистическая педагогическая система.


Школа Песталоцци - Школа разных видов деятельности ребенка, развивающих все его силы и способности. - Тесно связана с окружающей социальной средой, дети близки к реальной жизни. - Новый характер отношений между учителем и учеником – это семейные отношения.

                       
   
 
         
 


                 
   
Умственное воспитание (число, форма, язык)
 
Трудовое воспитание
 
   
Вывод: 1. Предложил оригинальную методику первоначального обучения детей. 2. Заложил идею о развивающем школьном обучении, разработал принципы, цели и задачи. 3. Раскрыл социальное, культурное и обще педагогическое значение изучения родного языка (устной речи). 4. Подал идею создания воспитательных учреждений, в которых обучение детей сочетается с сельскохозяйственным трудом.
 
   


Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци

(1746 – 1827 гг.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: