– Концепция воспитания изложена в произведении " Эмиль, или О воспитании" (1762).
– Отвергал старую систему воспитания, считал необходимым ввести демократичную систему, которая способствовала выявлению дарований, заложенных природой;
– Ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатление от окружающих его предметов через органы чувств.
– Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь и главная задача воспитания – создать человека.
– Ж.Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода, определял ведущее направление развития:
I период - 0-2 лет - главное внимание уделяется физическому воспитанию.
II период - 2-12 лет - воспитание чувств.
III период - 12-15 лет - умственное воспитание.
IV период - 15-18 лет - нравственное воспитание.
– Первоначальное воспитание самый ответственный период, поэтому мать ответственна за ребенка, должна быть терпелива и настойчива. В этот период очень важны закаливания и физические упражнения. С 2 до 12 лет необходимо воспитывать чувства детей, при помощи их познавать окружающий мир.
|
|
Историческая справка | Педагогическое наследие | Взгляды и идеи |
Жан-Жак Руссо – деятель французского Просвещения. Философ писатель, композитор. Руссо стоит в ряду великих педагогов. Родился в семье женевского ремесленника – часовщика. В 30 лет приехал в Париж. 1749 г. – победил на конкурсе Дитонской академии сочинений на тему: "Способствует ли прогресс наук и искусств улучшению нравов. 1756 – 1762 – написаны основные произведения. Книги Руссо сжигались. Бежал в Англию, но впоследствии вернулся на Родину. | «Проект воспитания де Сант-Мари». Трактат «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании», «Письма о морали», - сделали Руссо знаменитым во всем мире. Последние работы: «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждения об управлении Польшей» и д.р. Энциклопедист по размаху своих интересов, своего дарования, Руссо оставил след в самых разнообразных отраслях человеческого знания. Он писал о театре, о музыке, создал фундаментальное пособие «Музыкальный словарь», написал много соц. полит. работ «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Руссо, как и франц. просветители, был предшественником французской бурж. революции. Якобинцы считали его своим учителем. Он отрицал официальную религию и был сторонником «религии разума», т.е. он считал, что каждый человек волен верить по-своему. | 1. Выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Идею свободного воспитания. Центральный пункт педагогической программы Руссо - естественное воспитание или природосообразность. 2. Выступил против авторитарного воспитания. «Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком».» Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек». «Каждый ребенок рождается свободным - это его естественное право, а потому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, т.к. это насилие над личностью». 3. Считал, что на ребенка воздействует три фактора воспитания: природа, люди, общество, которые вместе обеспечивают естественное развитие ребенка. Под естественным воспитанием понимаем развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. 4. Выступал с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. 5. Разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. 6. Создал свою периодизацию и определил ведущие линии в развитии ребенка на каждом возрастном этапе: 0-2 лет (раннее детство) - физическое развитие – физическое воспитание; 2-12 (период сна разума)- развитие внешних чувств – сенсорное воспитание 12-15 - умственное развитие - умственное и трудовое воспитание(природоведение, матем.; без книг) 15-18 (период "бурь и страстей") - нравственное развитие – нравственное воспитание (пора чтения историч. сочинений — биограф. велик. людей Античности). |
И.Г. Песталоцци (1746 – 1827) – швейцарский педагог-демократ.
|
|
Гуманистическая педагогическая система.
|
|
| |||||||
| ||||||||
Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци
(1746 – 1827 гг.)