Общий, совместный и коллективный труд

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совмест­ный, коллективный труд.

1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой орга­низации трудовой деятельности.

Трудовые поручения могут быть:

- по форме организации - индивидуальными, подгрупповыми, общими;

- no продолжительности - кратковременными или длительными, посто­янными или одноразовыми;

- по содержанию - соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспи­тания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения в младших группах используются для:

- поддержания интереса к труду, желания трудиться;

- обучения трудовым навыкам и умениям;

- формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

- удовлетворения потребности в общении со взрослым;

- подготовки к другим формам организации труда.

Трудовые поручения в старших группах более сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Наряду с поруче­ниями, предполагающими одно действие, используются и такие, кото­рые включают несколько взаимосвязанных действий. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно про­думывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений.

Воспитатель может очень тактично помочь советом, подсказкой, но обязательно при этом показать, что ребенок и сам в состоянии проду­мать, как он будет выполнять поручение, с чего начнет, какие матери­алы и инструменты ему понадобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца. Особенно высоко воспитатель оценивает проявление творчества, выдумки, желание дос­тавить радость другим.

2. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделя­ются общественная направленность труда, реальная, практическая за­бота нескольких (одного) детей о других. Поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого от­ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столо­вой, в "Уголке природы", по подготовке к занятиям. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения рабо­ты. Особенно он ценит проявления творчества, стремление ребенка до­ставить своим трудом радость другим людям.

Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс.

Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида тру­да, возраста детей, воспитательной цели.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачива­ется основной смысл дежурств - забота о других.

3. Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего ре­шению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляет­ся, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не должен вводить в содер­жание общего труда то, что дети еще не умеют делать.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благопри­ятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно на­правленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех.

Обший труд предполагает такую организацию работы детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж­дого от темпа, качества работы других. Цель, как ив общем труде, единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко­торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необхо­димости, "болеют" за качество общей, совместной работы. Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целе­направленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллек­тивный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осоз­нанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: