Технологии группового и коллективного обучения

Условия эффективного использования ТРИЗ.

Чтобы овладеть технологией решения изобретательских задач (ТРИЗ), необходимо развивать диалектическое мышление путем использования в процессе обучения методов фокальных объектов, мозгового штурма, синектики, которые в рамках ТРИЗ являются приемами. Хорошо подготавливают обучающихся к использованию ТРИЗ игровые методы и в частности, игра «Да - Нет».

Приемы ТРИЗ: дробление-объединение; ускорение-замедление; уменьшение-увеличение; универсализация-специализация; динамизация-статичность; ввода- вывода; вынесения-привнесения и др.

ТРИЗ - технология в процессе обучения позволяет формировать умения, развивающие творческие возможности ученика:

· устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

· обнаруживать скрытые противоречия;

· выстраивать гипотезы и аргументировать, доказывать;

· прогнозировать результаты и последствия;

· умения оперативно использовать знания на уровне синтезирования и интегрирования;

· делать умозаключения и выводы;

· уметь представлять идеальную систему с идеальным результатом;

· развивать творческое воображение;

· развивать способности находить оригинальные идеи;

· гибкость ума:

· дивергентность мышления.

Внешними признаками перечисленных выше характеристик деятельности учащегося в условиях ТРИЗ-технологии могутслужить:

- количество ответов и их четкость;

- разнообразие ответов;

- необычность и оригинальность ответов;

- степень детализации ответа;

- уровень абстрактности в ответах;

- эмоциональная выразительность ответа;

- артикулятивность, движения, сопровождающие ответ;

- внутренняя и внешняя визуализация объектов;

- юмор, сопоставление двух и более несовместимых элементов;

- богатство воображения, его разнообразие, жизненность и интенсивность;

- цветовое воображение и эмпатия;

- фантазия, волшебство, сказочность, фантастика;

- способность трансформировать из фигурального в вербальное;

- способность трансформировать из вербального в символическое;

- наличие комбинаций и создание коррегентного ответа;

- расширение и выход за рамки ожидаемого результат (из идей П.Торренса, 1987).

5 правил педагога, который поощряет творческое мышление обучающихся:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. уметь показать учащимся ценность их идей;

4. стимулировать самостоятельность в обучении;

5. найти время для занятий свободным творчеством.

Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.

Они опираются на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Технологии группового и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой происходит:

· позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата, понимание учащимися зависимости успеха каждого от успеха других;

· межличностное взаимодействие, взаимопомощь друг другу как условие совместного решения учебных задач;

· совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения;

· четкое определение целей группы и каждого учащегося, коллективная и индивидуальная ответственность;

· совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии;

· сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого;

· создание организационных условий: пространственного расположения групп, обеспечивающего диалогическое взаимодействие и общение участников; определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности;

· особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).

Принципы совместной учебной деятельности, которые лежат в основе организации технологий группового и коллективного взаимодействия.

1.Принцип «индивидуальных вкладов». Главная цель группового и коллективного взаимодействия, повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника. На основе данного принципа построены такие технологии и методы, как технология коллективного взаимообучения (КСО), деловые игры, метод «творческая группа», работа в группах сменного состава и т.д.

2.«Позиционный принцип». Групповое взаимодействие основано на выявлении и столкновении различных точек зрения, позиций учащихся, взглядов на проблему, объект групповой работы, которое завершается выбором наиболее верной позиции или удовлетворяющей большинство. Психологическим механизмом данного типа взаимодействия становится «конструктивный конфликт», в процессе разрешения которого не только вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, но и формируется умение понимать другого человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций. На данном принципе основаны такие технологии, как дискуссия, позиционно-ролевая игра.

3.Принцип «развивающейся кооперации». Цель - исследование, совместный поиск решения вновь возникающих и усложняющихся задач, порождаемых самим процессом совместной деятельности. Побудителем «развивающейся кооперации» становятся противоречия между потребностью решить возникающие проблемы социальной и профессиональной практики и недостаточностью теоретических знаний, а также способов социального взаимодействия, обеспечивающих их решение. В процессе совместного осознания и постановки проблем, целеполагания, планирования, реализации и рефлексии каждого этапа решения задачи и перехода к новым способам кооперации, студенты перестраивают структуру своих отношений и деятельности с одного качественного уровня на другой. В результате построенная таким образом совместная деятельность не только развивает творческое, системное мышление, но и формирует способность к самоуправлению и соуправлению, саморазвитию и соразвитию обучающихся.К данному типу технологий можно отнести организационно-деятельностную игру (Г.П.Щедровицкий), технологию развивающейся кооперации (Т.Акбашев), технологию коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина).

4.Принцип «ролевого поведения». Реализуется в деловых играх имитационного, ролевого типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности. Ролевое поведение характерно также для дискуссий, осуществляемых в форме игрового позиционного противостояния, в процессе которого происходит усвоение знаний и их комплексное применение. Примером могут служить игры и дискуссии («Суд», «Дебаты», «Пресс-конференция» и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: