Технология коллективной творческой деятельности

Разработал Иванов Игорь Петрович (1925-1991) — академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел

Технология коллективного творческо деятыльности (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, орлятская педагогика) была разработана и внедена в 50-60-х годах И.П. Ивановым и его сподвижниками Ф.В. Шапиро, Л.Г. Борисовой, И.Н. Конниковой, М.Н. Ахметовой и другими в деятельности «Фрунзенской коммуны» (сводного отряда пионерских вожатых г. Ленинграда), долгие годы применяЕТСЯ в лагере «Орленок».

Коллективной творческой деятельностью, это«такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».

Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает:

- организацию жизни детского коллектива как общественно значимой — на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива, о близких и далеких людях; выделяется пять уровней «заботы»: 1 — добрые дела для себя и своих близких; 2 — для класса и школы; 3 — для двора, улицы, микрорайона, города; 4 — для общества, всей страны; 5 — для всего человечества.

- построение коллектива на принципах сменяемости ролей (в коллективе нет постоянных поручений и постоянных руководителей, каждый может попробовать себя в любой роли), поручения сменяются 1 раз в неделю или в четверть.

- опора на «малые группы» (микрогруппы) внутри коллектива (состав этих групп постоянно меняется — так дети учатся взаимодействовать с разными людьми), в ходе коллективного планирования, подготовки, анализа и организации общих дел;

- организацию жизни детского коллектива как художественно инструментованной (посредством ритуалов, традиций, игровых приемов и т.п.);

-творческий характер каждого КТД («каждое дело — творчески, иначе — зачем?»): осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации;

-особую позицию педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»), искреннего и понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми.

Центральным звеном коллективной творческой деятельности является кол-лективное творческое дело(КТД).

Коллективное творческое дело КТД — коллективный поиск, планирование и творческая реализацияпоставленной цели.

Коллективное — потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое — потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше, чем было. «Всё творчески, иначе зачем?» Дело — потому, что его результат — общая польза и радость. «Дело, а не мероприятие!»

Проводятся КТД различной направленности — трудовые, познавательные, художественно-творческие, спортивные, общественно-политические.

В организации КТД, выделяют шесть стадий:

Первая стадия — предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации. Проводится стартовая беседа. Ее ведет педагог, показывающий школьникам привлекательность предстоящего дела или ставящий проблему, для решения которой нужно провести определенное дело. Идет коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить? зачем (для кого)? когда? с кем вместе? кто будет участвовать? кому быть организатором? (Вопрос «Как?» при этом не ставится).

Вторая стадия — коллективное планирование, разработка проекта КТД. На этом этапе детский коллектив разбивается на микрогруппы (команды, звенья), каждая из которых разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела. Затем каждая микрогруппа защищает свой вариант проведения КТД перед всем коллективом. В результате коллективного обсуждения разных вариантов рождается проект КТД. Выбирается «совет дела» — временный орган, который будет руководить проведением КТД; в него входят представители всех микрогрупп.

Третья стадия — коллективная подготовка КТД. Совет дела уточняет совместно выработанный проект КТД, разрабатывает и распределяет по микро-группам поручения по подготовке к предстоящему делу. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая высказанные ранее пожелания и предложения. На этой стадии микрогруппы готовят свои «кусочки» предстоящего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды. Совет дела координирует деятельность микрогрупп.

Четвертая стадия — стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций.

Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД.). При этом чем больше у ребят опыта организации совместной деятельности, тем больше педагог отходит от позиции руководства и обращается к более мягким вариантам педагогической помощи в форме регулирования настроения, взаимоотношений, позиций.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. Обсуждаются следующие вопросы: а) Что понравилось и почему? Кому скажем «спасибо»?; б) Что не получилось и почему?; в) Что предлагаем на будущее? Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Что показалось неожиданным, удивительным? Помогло ли КТД что-то понять в себе?

Шестая стадия — ближайшее последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и вне-учебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микро-группах на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива.

Коллективная творческая деятельность — это деятельность позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Технология дистанционного обучения

Технология дистанционного обучения — это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

В настоящее время технология дистанционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Хотя возможности ее гораздо шире, она открывает большие возможности для инвалидов. Совре­менные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.

Дает возможность учитывать ин­дивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может изучать учебные курсы в любой последовательно­сти, быстрее или медленнее. В этом несомненные ее преимущества.

Предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности.

Лекции исключают живое общение с преподавателем. Для записи лекций используются дискеты, CD-ROM-диски и др. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-техно-логий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций используются все возможности кинематографа: режиссура, сценарий, артистов и т. д.

Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта.

Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабора­торного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Использование современной техники позволяет также проводить проверку результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: