Минимизация ограничений жизнедеятельности

Выделяют два типа мероприятий: персонифицированные (предоставляются конкретному лицу) и меры организационного характера.

Персонифицированные (реабилитация); см. ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Реабилитация рассматривается как процесс полного или частичного восстановления утраченных способностей. В зависимости от сферы реабилитация может быт медицинской, профессиональной и социальной. В ст. 9 также есть указание на культурно-оздоровительную реабилитацию (общая реабилитация).

Все реабилитационные мероприятия как персонифицированные мероприятия осуществляются на основании индивидуальной программы реабилитации (составляется в ходе медико-социальной экспертизы, учитывает состояние здоровья и индивидуальные потребности и возможности инвалида; форма утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2008).

Для инвалида индивидуальная программа реабилитации носит рекомендательный характер; он вправе воспользоваться тем, что ему предоставляется, но не обязан, негативные последствия для инвалида отсутствуют. При этом для государства и организаций всех форм собственности она носит обязательный характер в части выполнения указанными субъектами мероприятий, предусмотренных программой.

За неисполнение индивидуальной программы реабилитации предусмотрена ответственность (ч. 1 ст. 32 ФЗ «О социальной защите инвалидов»; норма бланкетная). За неисполнение программы в целом ответственности нет; есть ответственность только за неисполнение определенных функций, причем ответственность разная (как правило, это ответственность за «неисполнение иных обязанностей»).

Мероприятия могут осуществляться как бесплатно, так и на платной основе. Постановление Правительства РФ от 30.12.2005 №2547 устанавливает перечень бесплатных мер по реабилитации (реабилитационные мероприятия, услуги и технические средства), предоставляемые за счет средств федерального бюджета. Приказ Миздравсоцразвития РФ от 12.11.2010 №1280 устанавливает срок службы для технических средств.

Техническое средство — инженерное приспособление, как простое (трость), так и сложное (ортопедические системы). Процедура предоставления технических средств регулируется постановлением Правительства РФ от 07.04.2008; то, что предоставляется за пределами федерального перечня, им не регулируется.

Технические средства выдаются в безвозмездное пользование на определенный срок, они не могут передаваться иным лицам и не возвращаются по истечению срока использования (в том числе в отношении автомобилей с ручным управлением).

Технические средства предоставляются Фондом социального страхования в порядке очередности. Фонд социального страхования за счет собственных средств выдает технические средства при инвалидности из-за несчастного случая на производстве (вид страхового обеспечения). Инвалид также вправе получить денежную компенсацию в размере стоимости технического средства и его обслуживания, но не более стоимости, в которую оценивается техническое средство, предоставляемое Фондом социального страхования.

Определение ВС РФ от 11.11.2011 по иску прокурора в интересах группы инвалидов к отделу министерства социальной защиты Забайкальского края, Минфину РФ. Министерство социальной защиты Забайкальского края отказало в предоставлении технических средств, так как не получило надлежащего финансирования от РФ. Это было расходное обязательство РФ, полномочие было передано для исполнения субъекту РФ; непоступление финансирования не снимает с субъекта РФ обязанности обеспечить предоставление технических средств с последующим обращением к РФ за компенсацией расходов.

Определение ВС РФ от 16.09.2011 по иску родителя в защиту прав ребенка-инвалида к Фонду социального страхования, МЗСР РФ. Ребенку была установлена инвалидность на срок в 1 год (нарушение слуха); индивидуальная программа реабилитация установила право на слуховые аппараты. Аппараты были установлены, но положительной реакции не наблюдалось; ребенка направили на дополнительное обследование, где была установлена более серьезная степень тугоухости (потребовался имплантант). Родитель приобрел и установил имплантант на собственные средства (промедление могло привести к ухудшению состояния). Инвалидность была установлена вновь, но права на имплантант в программе не было; соответственно, в компенсации было отказано. Суд вынес решение не о компенсации, а о внесении записи в индивидуальную программу реабилитации. Далее ВС РФ в процессе о взыскании компенсации на основании вновь внесенной записи признал право на компенсацию (надлежащим ответчиком является Фонд социального страхования).

Аналогично федеральным есть меры поддержки инвалидов за счет субъектов РФ (ст. 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов»). В СПб есть закон от 08.10.2007, который вошел в Социальный кодекс СПб (вступит в силу с 01.01.2013 и отменит почти все социальные законы с практически полным повторением ранее действовавших норм). В законе предусмотрен перечень дополнительных технических средств, а также дополнительные социальные льготы (в том числе денежные пособия).

Меры общего характера (приспособление окружающей среды).

В ФЗ «О социальной защите инвалидов» предусмотрены 2 направления.

Во-первых, инвалиды должны иметь беспрепятственный доступ к информации, когда доступ к информации затруднен/невозможен в силу состояния здоровья. Право на доступ к информации реализуется через:

· выпуск обычной литературы (в том числе учебной) в форме, пригодной для инвалидов по зрению (точечный метод, крупный шрифт) – обязательство РФ;

· приобретение указанных изданий – за счет средств субъекта РФ и МО;

· услуги по сурдопереводу – за счет средств РФ; при этом субтитрование и сурдоперервод кино- и телепродукции финансируется за счет производителя указанной продукции.

Во-вторых, инвалидам должен быть обеспечен доступ к объектам инфраструктуры (при помощи специальных приспособлений). Так, есть запрет на застройку без учета особенностей инвалидов. Если же застройка старая, то собственник должен обеспечить такие приспособления для инвалидов. На стоянках должны быть места для инвалидов (не менее 10%). Кроме того, есть право на получение гаража вблизи от места жительства (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) и прочее.

Определение ВС РФ от 31.05.2006 по заявлению ФГУП «Почта России» об оспаривании законности губернатора СПб, где был установлен ряд мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры (за счет собственника здания должен быть обследовано здание, чтобы выявить места, где могут быть сделаны соответствующие приспособления). ВС РФ указал, что федеральный законодатель возлагает на собственника только обеспечение реконструкции за счет собственных средств, а расходы по обследованию должен нести бюджет города.

Определение ВС РФ от 21.05.2010 по иску прокурора к страховой группе, здание которого не было оборудовано соответствующими приспособлениями. Возник вопрос, можно ли коммерческую страховую компанию рассматривать как объект социальной инфраструктуры. ВС РФ положительно ответил на указанный вопрос, так как по ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» к объектам инфраструктуры относятся, в том числе производственные здания, без учёта характера их деятельности. Дополнительным аргументом послужила социальная составляющая в деятельности компании (ОСАГО, а соответствующая обязанность распространяется, в том числе на инвалидов; страхование жизни и здоровья, а следовательно, за страховым обеспечением могут обратиться и лица, ставшие инвалидами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: