Понятие инвалидности

Защита социальных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья

Система социального права и место социального права в системе права

При рассмотрении данного вопроса можно выделить три аспекта: генезис социального права, структура социального права и место социального права в системе отечественного права.

Социальное право – это нормы, опосредующие социально-значимую деятельность публичной власти. Соответственно, вопрос генезиса социального права есть вопрос генезиса публичной власти (мощная государственная власть в период Древнего мира, церковь в Средневековье, города и гильдии в период позднего Средневековья, полицейское государство в Новое время).

«Полиция» есть система мер, направленная на преуспевание государства и общества: полиция благочиния (различные меры принуждения) и полиция благоустройства (непосредственный предшественник социального права). Отсюда и термин «полицейское право».

Социальное право – это право, охватывающее крайнее широкую сферу жизни, а именно социальную сферу (коммуникации, здравоохранение, образование, трудовое право (частично), право социального обеспечения).

Прежде всего, говоря о месте социального права в системе права, его необходимо «определить» относительно частного и публичного права. Есть точка зрения, согласно которой социальное право находится вне как частного, так и публичного права, то есть это особая общность права. Согласно другой точке зрения социальное право есть отрасль публичного права (ибо социальное право опосредует деятельность публичных агентов).

Далее, необходимо указать, является ли социальное право самостоятельной отраслью права, надотраслевым образованием или чем-либо еще. Также есть точка зрения, согласно которой социальное право есть право социального обеспечения или право социального обеспечения в совокупности с трудовым правом.

К слову, трудовое право есть частно-публичная отрасль права, а потому трудовое право может быть лишь частично включено в социальное право (публично-правовая его часть).

Филиппова Марина Валентиновна

На «обиходном» уровне речь идет о некоторых специфических особенностях здоровья, которые приводят к некоторым специфическим последствиям. Сам термин «инвалидность» имеет латинские корни и означает «не обладающий здоровьем» ('in'+'validus').

Следует иметь виду, что мировой практике более привычен иной термин — лицо с ограниченными возможностями здоровья. В обиходе это полный синоним термина «инвалид», однако, например, в практике ООН (где достаточно много актов, посвященных различным аспектам защиты прав инвалидов) эти понятия различаются: лицо с ограниченными возможностями здоровья — это человек с определенным дефектом (нарушением функционирования организма), а инвалид — это лицо, у которого дефекты приводят к определенным затруднениям в жизни (то есть само по себе наличие дефектов не является достаточным для признания лица инвалидом, с точки зрения ООН (требуются последствия в виде ограничений в разных сферах жизнедеятельности).

Подобный подход предопределил две основных модели инвалидности:

· медицинская модель (доминировала долгое время) — различие между инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по примеру ООН не проводилось; наличие же нарушений здоровья автоматически означало признание лица инвалидом;

· социальная модель (пришедшая на смену медицинской модели) — соответствующее различие проводится.

Различия же правовые, поскольку от понимания термина «инвалид» зависит модель построения государственной социальной политики в отношении инвалидов. До тех пока, пока превалировала медицинская модель, основной формой воздействия было устранение дефектов (лечение, минимизация дефектов и прочее). Выводом же из социальной модели является тезис о том, что нельзя ограничиваться воздействием на здоровье, поскольку полное выздоровление не всегда возможно, но следует воздействовать на социальную среду, приспосабливая ее к потребностям инвалидов, чтобы затруднения инвалидов были минимизированы или же вовсе устранены.

Если же говорить о РФ, то переход от медицинской к социальной модели произошел достаточно поздно — лишь с принятием ФЗ «О социальной защите инвалидов» в 1995 году. Более того, инвалидами, согласно российскому законодательству, признаются лица, прошедшие определенную процедуру (процедура признания лица инвалидом), что отчасти объясняет различные статистические данные, представляемые ведомствами и агентствами социальных исследований.

Проблеме инвалидности посвящен целый ряд международно-правовых актов. Основополагающие принципы государственной политики в отношении инвалидов содержится во Всеобщей декларации прав человека: все люди равны в своем достоинстве и правах, и состояние здоровья не может быть основанием для умаления прав.

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц 1971 года: также специально подчеркивается идея равенства прав, независимо от состояния здоровья.

Важной является Декларация ООН о правах инвалидов 1975 года: она содержит понятие инвалидности. Так, выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.

1981 год был назван международным годом инвалидов, и по его итогам в 1982 году в рамках ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Следуя определению Декларации 1975 года, Программа разграничила понятия дефект, инвалидность и нетрудоспособность, что важно с точки зрения перехода к социальной модели:

· дефект — это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее;

· инвалидность — это любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;

· нетрудоспособность — это ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.

В 1993 году в рамках ООН были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, где был сформулирован набор определенных действий, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов.

Наконец, в 2006 году была принята Конвенция ООН о правах инвалидов. РФ ратифицировала эту конвенцию только 03.03.2012 (хотя соответствующее распоряжение Президента РФ по ратификации Конвенции было издано еще в 2008 году). Причины промедления неизвестны; скорее всего, как всегда, речь шла о неполном соответствии российского законодательства требованиям Конвенции.

Конвенция дает понятие инвалидности, сходное с понятием, данным в федеральном законе: инвалидность — это результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Далее, Конвенция называет достаточно традиционные принципы политики в отношении инвалидов. Особо стоит отметить принцип уважения особенностей инвалидов и их принятия в качестве компонента людского многообразия и части человечества, а также принцип уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Среди общих обязательств, сформулированных в Конвенции необходимо обратить внимание на следующие:

· учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов — это обязательство возлагает на государство обязанность осуществления такой политики, которая активизировала бы самих инвалидов, то есть инвалиды превращаются из объекта социальной защиты в активного субъекта социальной защиты;

· принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;

· проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;

· поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг — это создание не специальных вещей, но универсальных, приспосабливаемых вещей.

Особое внимание Конвенция уделяет повышению доступности окружающей среды: не только физической, но и информационной.

Отдельно Конвенция оговаривает доступ инвалидов к правосудию. Речь опять же идет не только о физической доступности, но и об информационной доступности.

С точки зрения сложившихся у нас стереотипов социального обслуживания инвалидов важным представляется положение Конвенции, согласно которому признаются и гарантируются личные права инвалидов, включая право на выбор места жительства с точки зрения возможности получения услуг и социальной помощи на дому.

В отношении образования красной нитью в Конвенции проходит идея инклюзивного образования, что, несомненно, повлияет на общие стандарты дошкольного, школьного образования не только в области самого процесса образования, но и в области его организации.

Помимо актов ООН международно-правовыми источниками также являются акты МОТ (Международная организация труда), а именно: Конвенция, посвященная обязательному страхованию от инвалидности, Конвенция об особых случаях производственного травматизма (1964 года), Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости.

РФ, к сожалению, практически ни одну из таких конвенций не ратифицировала

См. также Соглашение стран о СНГ о сотрудничестве в области решения проблем инвалидности (1996 год).

Отечественное законодательство базируется на ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 года. Данный закон содержит понятие инвалидности через условие признания лица инвалидом. Под инвалидом же понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Соответственно, условиями признания лица инвалидом являются:

· нарушение здоровья;

· последствие нарушения здоровья в виде ограничения жизнедеятельности;

· последствие ограничения жизнедеятельности в виде необходимости мер социальной защиты.

Указанные условия, закрепленные законом, повторяются в подзаконном акте, регулирующем процедуру признания лица инвалидом (постановление Правительства РФ), где прямо сказано, что необходимо наличие все трех условий.

Нарушение здоровья может иметь разные формы, причины, последствия, степени, и это влияет на правовой статус конкретного лица, поскольку лицо с момента признания инвалидности приобретает право на определенный набор мер социальной поддержки, который, в свою очередь, определяется по конкретному нарушению состояния здоровья.

Ограничения жизнедеятельности оценивается отдельно по сферам жизнедеятельности. Такой механизм стал применяться лишь после принятия действующего закона; ранее меры социальной поддержки оказывались лишь на основании конкретного нарушения здоровья (медицинская модель). Новый механизм потребовал формализации тех критериев, на основании которых эта оценка осуществляется.

Социальная защита инвалидов (ст. 2 закона) — это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: