Понятие и классификация статистических показателей
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Вторичная группировка
Иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые не удовлетворяют требованиям анализа. Например, имеющиеся группировки могут быть несопоставимы из-за различного числа выделенных групп или неодинаковых границ интервалов. В этом случае используется метод вторичной группировки, являющейся особым видом группировки.
Вторичная группировка – образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки.
Получение новых групп на основе имеющихся возможно двумя способами перегруппировки: объединением первоначальных интервалов (путем их укрупнения) и долевой перегруппировкой (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности).
Пример 3.4. Распределение акционеров двух районов области по размеру дивидендов на одну акцию в 2006 г.
Первый район | Второй район | ||||
№ группы | Группы акционеров по размеру дивидендов, тыс. руб. | Удельный вес акционеров группы, % (к итогу) | № группы | Группы акционеров по размеру дивидендов, тыс. руб. | Удельный вес акционеров группы, % (к итогу) |
10 - 40 | 10-60 | ||||
40 - 80 | 60 - 120 | ||||
80 - 120 | 120 - 200 | ||||
120 - 160 | 200 - 300 | ||||
160 - 200 | - | - | - | ||
Итого | - | - | - |
Приведенные данные не позволяют сравнить распределение акционеров двух районов по размеру дивидендов на одну акцию, так как в районах имеется различное число групп акционеров, и различны величины интервалов.
|
|
Необходимо ряды распределения привести к сопоставимому виду. За основу сравнения возьмем структуру распределения акционеров второго района (как наиболее крупную). Следовательно, по первому району нужно произвести вторичную группировку или перегруппировку акционеров, образовав такое же число групп и с теми же интервалами, как во втором районе.
В результате перегруппировки получаем следующие сопоставимые данные.
№ группы | Группы акционеров по размеру дивидендов на акцию, тыс. руб. | Удельный вес акционеров группы, % к итогу | Расчет | |
Второй район | Первый район | |||
10 - 60 | 18 + 0,5 • 12 = 24 | |||
60 - 120 | 0,5 • 12 + 40 = 46 | |||
120 - 200 | 25 + 5 = 30 | |||
200 - 300 | - | - | ||
Итого | - |
Анализ данных вторичной группировки позволяет сделать вывод о том, что акционеры второго района имеют более высокие размеры дивидендов (120 тыс. руб. и более на одну акцию выплачивают 70% акционеров этого района, а в первом районе — только 30% акционеров).
|
|
Статистический показатель – число, характеризующее ту или иную особенность признака или явления.
Этим он отличается от индивидуальных значений, которые называются признаками. Например, средняя продолжительность ожидаемой жизни родившегося поколения людей в стране – статистический показатель. Продолжительность жизни конкретного человека – признак.
Классификация статистических показателей:
I. Применительно к содержанию:
1. По охвату единиц совокупности:
- индивидуальные – показатели, характеризующие исследуемый процесс по одной единице совокупности;
- сводные – показатели, характеризующие общественное явление по группе исследуемых единиц; они делятся на
а) объемные,
б) расчетные.
2. По временному фактору:
- плановые – показатели, величина которых отражает уровень изучаемого явления, который должен быть достигнут в соответствии с планом;
- отчетные – показатели, величина которых отражает уровень изучаемого явления, достигнутый в исследуемом периоде (если признак моментный) или за исследуемый период (если признак интервальный);
- базисные – показатели, величина которых принимается в качестве базы для сравнения.
3. По отношению к характеризуемому свойству:
- прямые – показатели, которые непосредственно характеризуют изучаемое свойство;
- обратные – являются в математическом смысле обратными величинами для прямых показателей.
II. Применительно к форме выражения:
- абсолютные – показатели, отражающие либо суммарное число единиц, либо суммарное свойство объекта;
- относительные – показатели, получающиеся путем соотношения абсолютных показателей. В результате расчета относительных показателей получаются коэффициенты, единицы измерения и др.;
- средние – показатели, характеризующие величину изучаемого признака, приходящуюся на единицу совокупности.
Различают два вида абсолютных статистических величин: индивидуальные и суммарные.
Индивидуальными называют абсолютные статистические величины, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности (например, размер заработной платы отдельного работника, вклада гражданина в определенном банке и т. д.).
Суммарные –характеризуют численность совокупности или объем варьирующего признака.
Абсолютные показатели представляют собой именованные числа, т. е. имеют какую-либо единицу измерения.
В зависимости от сущности исследуемого социально-экономического явления абсолютные статистические величины выражаются в
− натуральных (тонны, штуки, метры, литры),
− стоимостных (рубли),
− трудовых (человеко-днях, человеко-часах) единицах измерения.
Абсолютные статистические величины могут быть положительными (доходы) и отрицательными (убытки, потери).