Абсолютные показатели. Понятие и классификация статистических показателей

Понятие и классификация статистических показателей

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Вторичная группировка

Иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые не удовлетворяют требованиям анализа. Например, имеющиеся группировки могут быть несопоставимы из-за различного числа выделенных групп или неодинаковых границ интервалов. В этом случае используется метод вторичной группировки, являющейся особым видом группировки.

Вторичная группировка – образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки.

Получение новых групп на основе имеющихся возможно двумя спо­собами перегруппировки: объединением первоначальных интервалов (пу­тем их укрупнения) и долевой перегруппировкой (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности).

Пример 3.4. Распределение акционеров двух районов области по размеру диви­дендов на одну акцию в 2006 г.

Первый район Второй район
№ группы Группы ак­ционеров по размеру ди­видендов, тыс. руб. Удельный вес акционе­ров группы, % (к итогу) № группы Группы ак­ционеров по размеру ди­видендов, тыс. руб. Удельный вес акционе­ров группы, % (к итогу)
  10 - 40     10-60  
  40 - 80     60 - 120  
  80 - 120     120 - 200  
  120 - 160     200 - 300  
  160 - 200   - - -
Итого   -   - -

Приведенные данные не позволяют сравнить распределение ак­ционеров двух районов по размеру дивидендов на одну акцию, так как в районах имеется различное число групп акционеров, и различны величины интервалов.

Необходимо ряды распределения привести к сопоставимому виду. За основу сравнения возьмем структуру распределения акционеров вто­рого района (как наиболее крупную). Следовательно, по первому рай­ону нужно произвести вторичную группировку или перегруппировку акционеров, образовав такое же число групп и с теми же интервалами, как во втором районе.

В результате перегруппировки получаем следующие сопоставимые данные.

№ груп­пы Группы акционе­ров по размеру дивидендов на акцию, тыс. руб. Удельный вес акционеров группы, % к итогу Расчет
Второй район Первый район
  10 - 60     18 + 0,5 • 12 = 24
  60 - 120     0,5 • 12 + 40 = 46
  120 - 200     25 + 5 = 30
  200 - 300   - -
Итого       -

Анализ данных вторичной группировки позволяет сделать вывод о том, что акционеры второго района имеют более высо­кие размеры дивидендов (120 тыс. руб. и более на одну акцию выплачи­вают 70% акционеров этого района, а в первом районе — только 30% акционеров).

Статистический показатель – число, характеризующее ту или иную особенность признака или явления.

Этим он от­личается от индивидуальных значений, которые называются признаками. Например, средняя продолжи­тельность ожидаемой жизни родившегося поколения людей в стране – статистический показатель. Продолжительность жизни конкретного человека – признак.

Классификация статистических показателей:

I. Применительно к содержанию:

1. По охвату единиц совокупности:

- индивидуальные – показатели, характеризующие исследуемый процесс по одной единице совокупности;

- сводные – показатели, характеризующие общественное явление по группе исследуемых единиц; они делятся на

а) объемные,

б) расчетные.

2. По временному фактору:

- плановые – показатели, величина которых отражает уровень изучаемого явления, который должен быть достигнут в соответствии с планом;

- отчетные – показатели, величина которых отражает уровень изучаемого явления, достигнутый в исследуемом периоде (если признак моментный) или за исследуемый период (если признак интервальный);

- базисные – показатели, величина которых принимается в качестве базы для сравнения.

3. По отношению к характеризуемому свойству:

- прямые – показатели, которые непосредственно характеризуют изучаемое свойство;

- обратные – являются в математическом смысле обратными величинами для прямых показателей.

II. Применительно к форме выражения:

- абсолютные – показатели, отражающие либо суммарное число единиц, либо суммарное свойство объекта;

- относительные – показатели, получающиеся путем соотношения абсолютных показателей. В результате расчета относительных показателей получаются коэффициенты, единицы измерения и др.;

- средние – показатели, характеризующие величину изучаемого признака, приходящуюся на единицу совокупности.

Различают два вида абсолютных статистических величин: индиви­дуальные и суммарные.

Индивидуальными называют абсолютные статистические величины, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности (например, размер заработной платы отдельного работника, вклада граж­данина в определенном банке и т. д.).

Суммарные –характеризуют численность совокупности или объем варьирующего признака.

Абсолютные показатели представляют собой име­нованные числа, т. е. имеют какую-либо единицу измерения.

В зависимости от сущности исследуемого социально-экономическо­го явления абсолютные статистические величины выражаются в

− нату­ральных (тонны, штуки, метры, литры),

− стоимостных (рубли),

− трудовых (человеко-днях, человеко-часах) единицах измерения.

Абсолютные статистические величины могут быть положительными (доходы) и от­рицательными (убытки, потери).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: