double arrow

Тема 5. Патентные исследования


1.Патентные исследования.

2. Осо­бенности патентных исследований при их проведении на стадиях и этапах жизненного цикла продукции.

3. Патентно-информационный поиск при проведении патентных исследований (тематический, именной, нумерационный и др.)

1.Патентные исследования . (исследование технического уровня и тенден­ций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации).

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успешная реализа­ция продукции зависит от степени ее новизны, качества и конкурентоспо­собности. Высокий изобретательский уровень технических решений, на основе которых разрабатывается продукция, является одним из основных условий достижения высоких технико-экономических показателей, но еще не гарантирует эффективную реализацию товара. Требуется углубленный анализ конъюнктуры рынка посредством комплексного изучения патент­ной, научно-технической и экономической информации, для чего и необхо­димы патентные исследования.

В целях установления единых требований к организации, проведению и оформлению результатов исследований по патентной и конъюнктурно-экономической информации разработан и с 1 октября 1999г. введен в действие Государственный стандарт Республики Беларусь «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» (СТБ 1180-99), кото­рый стал обязательным для всех субъектов хозяйствования.




В соответствии со стандартом патентные исследования — это иссле­дования технического уровня и тенденций развития объектов техни­ки их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособнос­ти на основе патентной и другой информации.

Патентные исследования проводят в следующих случаях:

1. разработка научно-технических прогнозов;

2. разработка планов развития науки и техники

3. создание объектов техники;

4. освоение и производство продукции;

5. определение целесообразности экспорта промышленной про­дукции и экспонирование ее образцов на международных выставках и ярмарках;

6. продажа и приобретение лицензий;

7. решение вопроса о патентовании созданных объектов промыш­ленной собственности и в других целях.

Содержание патентных исследований может включать:

1. исследование технического уровня объектов техники, выявле­ние тенденций и направлений их развития;

2. исследование состояния рынков конкретной продукции, сло­жившейся патентной ситуации, выявление требований потребителей к товарам и услугам;

3. исследование направлений научно-исследовательской и произ­водственной деятельности предприятий и фирм, которые действуют или могут действовать на определенном рынке продукции;



4. технико-экономический анализ и обоснование выбора техничес­ких, художественно-конструкторских решений, отвечающих требова­ниям создания новых объектов техники;

5. выявление новых технических, художественно-конструктор­ских решений, определение их патентоспособности и обоснование це­лесообразности правовой охраны, выбор стран патентования;

6. исследование патентной чистоты объектов техники;

7. обоснование целесообразности и форм проведения за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов техники, закупке и продаже лицензий, оборудования, комплектующих изделий и т. д.;

8. проведение других работ, отвечающих интересам участников гражданского оборота.

2. Осо­бенности патентных исследований при их проведении на стадиях и этапах жизненного цикла продукции (статистические, содержательные, конъюнк­турные исследования).

Одной из важнейших частей патентного исследования является поиск патентной информации. Он включает процессы отбора соответствующих заданию документов или сведений из массива патент­ных документов. Осуществляется преимущественно в фондах па­тентной документации для установления уровня технического ре­шения, границ прав патентообладателя и условий реализации этих прав.



Цели патентного поиска определяются задачами использования па­тентной информации на конкретной стадии создания, освоения и реа­лизации новой техники или продукции. При планировании тематики патентный поиск проводится для того, чтобы выяснить, решалась ли поставленная техническая задача ранее, какие решения охраняются патентами, какие фирмы работают в данной области техники, каковы перспективы разработки темы. Поиск проводится также с целью тех­нико-экономического анализа изобретений при прогнозировании тен­денций развития техники.

На стадии создания техники, включающей проведение научных исследований и разработку конструкторско-технологической доку­ментации, основными целями патентного поиска являются выявле­ние имеющихся технических решений и определение уровня этих ре­шений и отбор перспективных в научно-техническом отношении изобретений, определение патентоспособности создаваемых техни­ческих решений.

На стадии освоения и реализации новой техники поиск и изучение патентной информации необходим для контроля за изменением уров­ня техники, определения патентной частоты выпускаемой продукции, принятия своевременных мер по использованию новейших изобрете­ний или по их обходу в случае, если они охраняются патентами.

Работы по проведению патентных исследований проводят в следу­ющей последовательности:

1) разработка задания на проведение патентного исследования;

2) разработка регламента поиска;

3) поиск и отбор патентной и другой научно-технической инфор­мации, в том числе конъюнктурно-экономической;

4) систематизация и анализ отобранной информации;

5) обобщение результатов и составление отчета о патентном иссле­довании.







Сейчас читают про: