В КУРСЕ ПСИХОЛОГИИ (4ч)
Тема 5. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ПЛАН:
1. Понятие и функции лекционной формы обучения
2. Виды лекций
3. Методика подготовки к лекции
4. Методика чтения лекции и критерии оценки
На протяжении всей истории в высшей школе с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студентов с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей.
Лекция (лат (lection) чтение) - основная форма учебных занятий, где рассматриваются основные теоретические положения учебной дисциплины, раскрываются идеи и логика построения курса.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:
|
|
- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция - основной источник информации;
- новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках;
- отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектора:
- по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;
- лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Отсюда вытекают ее функции:
1) информационная, заключается в сообщении преподавателем основных положений учебной дисциплины, раскрытии особенности конкретной темы или отдельной проблемы. Исторически первая функция. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение, при этом остается актуальной при чтении спецкурсов, а также по тем дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.
2) ориентирующая, заключается в последовательном и структурированном изложении преподавателем ключевых идей курса. Данная функция реализуется еще и в том, что преподаватель сообщает студентам, на какие темы, понятия им следует обратить особое внимание, какие дополнительные источники целесообразно использовать.
|
|
3) разъясняющая, цель которой заключается в разъяснении наиболее трудных вопросов, терминов учебного курса. Это не только раскрытие смысла терминов, но формирование понятий в сознании студента. (Известно, что основные научные понятия психологической науки содержатся в словарях и справочниках, а многие – в учебниках. Однако никакая дефиниция не охватывает предмета всесторонне и с исчерпывающей полнотой. Поэтому в лекции нельзя обойтись без разъяснения определений – смысла каждого слова, входящего в них.) ПРИМЕР – МЫШЛЕНИЕ. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные положения курса в более ясной и доступной форме.
4) убеждающая, которая заключается в том, что лекция стимулирует не только запоминание материала, мыслительную деятельность, но и мотивационную сферу студентов. Осуществляется через доказательность утверждений лектора. Обеспечивается как реальными фактами, так и силой логики.
5) увлекающая, сущность которой в том, что Л. должна быть интересной, но не развлекательной. Чтобы быть интересной, Л. должна отвечать нескольким психологическим условиям:
- осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки (этот момент наступает тогда, когда студент понял полезность преподносимых лектором знаний лично для себя)
- осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя.
Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебном процессе, возникает вопрос о содержании лекции – о чем в лекции нужно сказать обязательно, а о чем нет. Невозможность вложить в лекцию все достаточно очевидна. Поэтому стремление к раскрытию в Л. всех вопросов темы нежелательна.
Методическая ошибка. Происходит перезагрузка теоретическими сведениями – снижается эффективность.
В целом, лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя, в тоже время, в зависимости от вида лекции степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной.
2.Виды лекций
Традиционная вузовская лекция обычно имеет несколько разновидностей.
Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе дисциплин.
Важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.
Информационная лекция. Предполагается, что преподаватель в систематизированном виде сообщает новые знания, а также разъясняет новые термины и понятия, составляющие главное содержание курса.
Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психологическое обучение показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.
Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм.
|
|
Лекция вдвоем. Эта разновидность лекции заключается в том, что в диалоге двух преподавателей происходит обсуждение теоретических и практических вопросов дисциплины, в процессе дискуссии осуществляется совместное решение проблемы.
Необходимо, чтобы:
- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии,
- втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы.
Преимущества такой лекции:
- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
- выявляется профессионализм педагога.
Лекция-визуализация. Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.
Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить:
- систематизацию имеющихся знаний;
- усвоение новой информации;
- создание и разрешение проблемных ситуаций;
В визуальной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией.
Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции.
Необходимо учитывать:
- уровень подготовленности и образованности аудитории;
- профессиональную направленность;
- особенности конкретной темы.
|
|
Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать и называть их в конце.
На разбор ошибок отводится 10—15 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала. Данная лекция призвана:
- активизировать внимание студентов;
- развивать их мыслительную деятельность;
- формировать умение выступать в роли экспертов.
Лекция-пресс-конференция. Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.
Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.
В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Такую лекцию можно проводить:
- в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности;
- в середине темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизации знаний;
- в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.
Рассмотрим методические аспекты подготовки к этому виду учебных занятий.