Урок по психологии

Современная система обучения в школе имеет классно-урочный характер. Это значит, что основной организационной формой школьного обучения является урок по тому или иному учебному предмету.

Цель любого урока – создание таких психолого-педагогических условий, которые бы обеспечили усвоение учащимися определенных знаний, овладение умениями и навыками применять знания на практике, развитие способностей школьников, накопление ими опыта творческой деятельности.

На единство и взаимообусловленность накопления знаний, навыков и развития способностей, творческого начала ребенка издавна обращали внимание известные мыслители и педагоги. Так, еще Аристотель утверждал, что ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания «на деле».

Урок по психологии в школе подчиняется общим дидактическим законам ведении урока, а, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения.

Так, к общедидактическим принципам преподавания психологии относятся:

- принцип на­учности, доступности, систематичности и последователь­ности, сознательности и активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядности.;

И.В. Дубровина обращает внимание на специфические принципы преподавания психологии:

- принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его внутренний мир (важнейший этический принцип преподавателей данного предмета), принцип четкого разграничения учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности школьного психолога.

На уроке в зависимости от его конкретной темы и задач сочетаются фронтальные, коллективные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности. В основе различий этих форм – особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися. А также между самими учениками. Индивидуальная форма предполагает ввзаимдействие учителя и ученика. При групповых формах обучения учащиеся взаимодействуют в группах, создаваемых на различных основаниях. Фронтальное обучение предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе и с общими задачами. При коллективной форме обучения учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своим лидером и особенностями взаимодействия.

Урок представляет собой единое целое, с единой конкретной дидактической целью, которой подчинены все элементы урока, составляющие его структуру. Такими элементами являются: сообщение новых знаний, закрепление, применение знаний на практике, учет и оценка знаний. Структура урока не может быть постоянной и жесткой. Она зависит от логики урока, его места в системе уроков по определенной теме, от характера содержании учебного материала, состава класса, методического оснащения и предпочтений учителя и др. На уроках по психологии возможно и необходимо создавать условия для развития интеллектуальной активности учащихся. С этой целью можно использовать активные методы обучения: рефераты, деловые игры, викторины, мозговой штурм. Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать и себя.

Желательно, чтобы урок по психологии носил характер замкнуто-открытой системы.

Замкнутая- все знания, требуемые программой, должны быть преподаны и усвоены на уровне. Это достигается:

- искусством изложения новых знаний учителем;

- применением различных средств наглядности;

- упражнениями и творческими заданиями.

Открытая- не должно быть никаких домашних заданий типа прямого повторения. Пересказа, способствующих развитию непродуктивных способов учебной деятельности (механическое запоминание и пр.). Домашние задания должны иметь самостоятельный творческий характер:

- ознакомление с дополнительной литературой по теме;

- подготовка самостоятельных сообщений;

- наблюдение за каким-либо психологическим явлением;

- подбор примеров из научной и художественной литературы, из жизненных наблюдений по теме, изучаемой на уроке.

Урок представляет собой единое целое, а не механическое сцепление отдельных его элементов.

2Эмоциональные состояния школьников на уроке

Особое внимание хотелось бы обратить на переживания ребенка в процессе обучения, на его эмоциональное отношение к материалу урока и к учителю. Чувства оказывают различное, но всегда существенное влияние на любую деятельность. Велико значение эмоций и чувств и в учебной деятельности.

Л.С. Выготский подчеркивал, что всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на эмоциональный отклик ребенка. Иными словами, необходимо вызвать у школьника заинтересованность в учебном предмете. При этом интерес может быть как непосредственным интересом к данному учебному предмету или процессу учения вообще, так и опосредованным, связанным с более или менее ясным (в зависимости от возраста) осознанием того, что дает изучение данного учебного предмета для будущего, для упрочения статуса в настоящем.

Образование, учебная деятельность включает в свой состав три аспекта:

Интеллектуальный – связан с умственной деятельность, с осознанием, пониманием;

Волевой – является стимулом к действию, к преодолению трудностей;

Эмоциональный – связан с переживанием чувств в процессе познания.

Однако, недоучет этих переживаний ведет к односторонности личностного развития ребенка. Опытный педагог прислушивается к настроению детей на уроке, умеет организовать урок таким образом, чтобы тема урока вызвала эмоциональный отклик в душе ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: