Основные тенденции развития современной психологической науки

1) Единой психологической науки не существует. Формой психологической науки выступают психологические концепции.

Бихевиоризм был ведущей теоретической концепцией в психологической науке в первой половине 20 века, во второй половине 20 века был подвергнут критике, поэтому занимает в учебных курсах скромное место. Главными причинами этого было исключение психического компонента из анализа поведения. Это противоречило сущности психологии как науки о внутренних психических явлениях.

Когнитивная психология начала интенсивно развиваться в 60-е годы и стала доминирующим направлением современной научной психологии. Изучение познавательных процессов человеческого мозга по аналогии с операциями, которые происходят в вычислительной машине, оказалось очень увлекательной идеей научных исследований и дало много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека. (Преподаются курсы когнитивной психологии). Данные когнитивной психологии занимают все большее место в преподавании других дисциплин. Однако компьютер не обладает эмоциями и мотивами, соответственно эта тематика слала более представлена в учебных курсах.

Гуманистическая психология приобрела в современной психологии большую популярность. Она привлекает своей направленностью на конкретную личность, вниманием к самосознанию человека, верой в гуманистические побуждения и собственные силы человека. Центральными понятиями стали: Я-концепция, высшие ценности, смысл, самоактуализация, творчество. Способствовала развитию практики психотерапии, психологического консультирования, образования. Однако в научных кругах часто подвергается критике, поскольку не имеет достаточной эмпирической базы.

Психоанализ, возникший на рубеже 19-20 веков, был встречен настороженно, но постепенно обрел широкое признание. Россия лидировала по количеству переводов трудов З. Фрейда. Широкое распространение теоретический фрейдизм и и психоаналитическая терапия получили в США.

2) Постепенное стирание границ между научными школами и направлениями. Психологическое образование становится разносторонним, комплексным. Отдельные научные школы не рассматриваются с точки зрения того, какая из них более правильная. Они преподаются как разные научные школы, каждая их которых изучает психический мир под разными углами зрения.

3) Значительное усиление роли прикладной и практической психологии. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера.

Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет в решении повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии.

В данной теме мы хотим обратить внимание на один весьма существенный аспект практической деятельности психолога, а именно на возможность преподавания психологии как учебного предмета в общеобразовательной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: