Методика проведения семинарского занятия

Методика управления семинаром состоит из следующей череды действий.

2.1.Вступительное слово, где дается ориентировка в теме занятия и цели, которую надо достичь

2.2.Предоставление слова в соответствии с планом.

2.3.Внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения.

2.4.Выступление до 5минут

2.5. Если по содержанию речь является пересказом прочитанного или услышанного на лекции, то?

- Почему вы так думаете

- Какое отношение имеют ваши слова к теме

- Что из этого следует

2.6.Если отвечает правильно, дать возможность продолжить

2.7.Если выступающий не находит нужного ответа, то вопрос адресуется ко всей группе. (Можете ли дополнить, уточнить сказанное?).

!Как разговорить неактивных студентов

- Педагог повторяет высказанную отвечающим точку зрения и спрашивает у аудитории: «Кто согласен с данной точкой зрения?». Затем обращается к молчаливому студенту: «Я вижу, что вы также согласны с этим мнением. Объясните, почему?».

- Если ответ несамостоятелен, то прервать новым вопросом: Можете ли обосновать сказанное? Почему вы утверждаете, что..?

В целом. Лучше на семинаре хорошо разобраться с одним вопросом, чем формально пройти все.

2.8.Если верный ответ. То перейти к следующему вопросу

2.9. Если ответы не полностью удовлетворили преподавателя. То он сам дает полный ответ (Высказана следующая мысль…).

Следует ориентировать студентов на выступления оценочно­го характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением под­готовленных тем, заслушиванием рефератов.

2.10.Подведение итогов.Оценить качество выступления. Дать задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам

Наш опыт показывает, что при организации и проведении семинаров целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы студентов.

КСО

Студенты разбиваются на группы. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений, подбору наглядного ма­териала и т.п. Работая над заданием, студенты читают материал по учебнику, подбирают дополнительную литературу, использу­ют данные периодической печати. Этот прием способствует повышению активности студентов и объективной оценке их выступлений, воспитывает культуру общения.

Эффективность групповой работы во многом зависит от сте­пени подготовленности студентов, сформированности у них уме­ний самообразования (выделять существенное при работе с тек­стом, конспектировать, делать выводы и др.).

Активности студентов в проведении семинара, объективно­сти в оценке их выступлений способствует прием «рецензия ре­цензии». Суть его в том, что если на семинаре работают три группы, то после выступления представителей первой группы члены второй группы дают рецензию на прослушанное сообще­ние, а третьей - рецензию рецензии. Затем группы меняются ро­лями. В итоге каждая группа сделает сообщение, выступит в роли рецензента и выскажет свое согласие или несогласие с рецензен­том. План рецензии может быть следующим:

1. Соблюдение регламента выступления.

2. Соответствие содержания выступления теме.

3. Логика построения, выступления.

4. Использование наглядного материала, культура речи.

5. Эмоциональность.

Рецензия рецензии: согласны ли вы с данной рецензией? Оцените ее по пятибалльной системе.

Структуру проведения семинара можно представить в виде следующей схемы:

Вводное слово преподавателя - групповая работа - выступ­ление учащихся I группы - рецензия II группы - рецензия рецен­зии III группы - выступление II группы - рецензия III группы - рецензия рецензии I группы - выступление III группы - рецензия I группы - рецензия рецензии II группы - оценка групповой ра­боты - сообщения студентов по вопросам углубленного изучения темы - подведение итогов.

В вводном слове преподаватель ставит задачи семинара, про­водит жеребьевку, в результате которой определяется задание для каждой группы (каждая группа готовит сообщение по одному из четырех вопросов семинара). В группах работают консультанты. На групповую работу затрачивается 5-7 минут урока. Затем от каждой группы выступают один-два учащихся, студенты других групп задают вопросы, рецензируют выступления. В заключение подводятся итоги, выслушиваются мнения преподавателя, кон­сультантов, рецензентов, оценивается не только групповая рабо­та, но и участие каждого студента в обсуждении вопросов семи­нара, выполнение контрольных вопросов инструктивной карточ­ки. Если время остается, то заслушиваются сообщения студентов по дополнительным вопросам.

Опыт свидетельствует, что проведение семинарских занятий с использование приемов и методов активизации учебной деятель­ности способствуют более глубокому усвоению студентами пси­хологических понятий, повышают познавательные возможности студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: