Тема7. МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ (4ч)
Методические особенности проведения урока-беседы по психологической тематике
Основными целями бесед по психологии ставится осознание школьниками особенностей своей личности и, на основе этого, формирование потребностей к самосовершенствованию.
При подготовке бесед необходимо обратить внимание на выполнение следующих требований:
1)определить цель беседы, задачи, основные понятия;
2)подобрать материал, который должен быть интересным для учащихся и не перегружен фактами.
3)продумать основные приемы построения беседы, вопросы, наглядность;
4)в содержание бесед обязательно должен быть включен материал конкретной жизни класса, школы. Многое могут дать небольшие эксперименты, анкеты, проведенные до бесед или в ходе бесед;
5)результаты бесед непременно должны быть закреплены в реальной жизни и деятельности классного коллектива и отдельных учеников (агрессия)
Если лекция представляет собой форму учебы посредством теоретических рассуждений преподавателя, то все формы практических занятий служат тому, чтобы студенты под руководством преподавателя отрабатывали навыки и умения (анализ теорий, педагогических ситуаций) с целью применения знаний на практике.
|
|
ПЛАН:
1.Семинар как форма обучения
2.Методика проведения семинарского занятия.
3.Организация практических (лабораторных) занятий по психологии
4.Урок по психологии
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева знаний», передаваемых от учителя к ученикам, с развития самостоятельных суждений и воспроизведения и углубления полученных знаний.
Семинар - аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов в углубленном обсуждении проблемы. Главная цель- формирование навыков интерпретации теории, умения аргументировать свою точку зрения.
На семинарских занятиях предпочтительно обсуждать:
- узловые темы курса;
- наиболее трудные для понимания и усвоения вопросы;
- проблемы, которые трактуются неоднозначно.
Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:
1)закрепление теории;
Осуществляется разными способами. Во-первых, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют лекционный материал. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными.
2)углубление и расширение знаний;
|
|
Происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам, учебникам.
3)развитие умений самостоятельной работы;
Развиваются умения самостоятельного поиска. Отбора и переработки информации.
4)стимулирование интеллектуальной деятельности
Активизируется мнемическая и мыслительная деятельность.
Ведущей мнемической задачей будет включение нового материала в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания студентов вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком занятии должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и так далее.
Следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий.
Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается преподавателем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно студентами и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимален в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме.
Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему студенты самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления студентами.
Подготовка преподавателя семинару заключается в выборе темы занятия, планировании, постановке вопросов, подборе литературы, составлении конспекта проведения занятия:
Тема Цель Вопросы Литература Формы организации работы студентов при обсуждении вопросов
Методика организации и проведения семинарского занятия заключается в умении преподавателя развернуть дискуссию и управлять ею так, чтобы привести к достижению цели – усвоению темы.