Семинар как форма обучения

Тема7. МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ (4ч)

Методические особенности проведения урока-беседы по психологической тематике

Основными целями бесед по психологии ставится осознание школьниками особенностей своей личности и, на основе этого, формирование потребностей к самосовершенствованию.

При подготовке бесед необходимо обратить внимание на выполнение следующих требований:

1)определить цель беседы, задачи, основные понятия;

2)подобрать материал, который должен быть интересным для учащихся и не перегружен фактами.

3)продумать основные приемы построения беседы, вопросы, наглядность;

4)в содержание бесед обязательно должен быть включен материал конкретной жизни класса, школы. Многое могут дать небольшие эксперименты, анкеты, проведенные до бесед или в ходе бесед;

5)результаты бесед непременно должны быть закреплены в реальной жизни и деятельности классного коллектива и отдельных учеников (агрессия)

Если лекция представляет собой форму учебы посредством теоретических рассуждений преподавателя, то все формы практических занятий служат тому, чтобы студенты под руководством преподавателя отрабатывали навыки и умения (анализ теорий, педагогических ситуаций) с целью применения знаний на практике.

ПЛАН:

1.Семинар как форма обучения

2.Методика проведения семинарского занятия.

3.Организация практических (лабораторных) занятий по психологии

4.Урок по психологии

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю ис­торию, восходящую к античности. Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева знаний», передаваемых от учителя к ученикам, с разви­тия самостоятельных суждений и воспроизведения и углубления полученных знаний.

Семинар - аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов в углубленном обсуждении проблемы. Главная цель- формирование навыков интерпретации теории, умения аргументировать свою точку зрения.

На семинарских занятиях предпочтительно обсуждать:

- узловые темы курса;

- наиболее трудные для понимания и усвоения вопросы;

- проблемы, которые трактуются неоднозначно.

Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:

1)закрепление теории;

Осуществляется разными способами. Во-первых, в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют лекционный материал. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными.

2)углубление и расширение знаний;

Происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам, учебникам.

3)развитие умений самостоятельной работы;

Развиваются умения самостоятельного поиска. Отбора и переработки информации.

4)стимулирование интеллектуальной деятельности

Активизируется мнемическая и мыслительная деятельность.

Ведущей мнемической задачей будет включение нового материала в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобще­ния, важно систематизировать знания студентов вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. По­вторение на таком занятии должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явления­ми, процессами на основе проблемных вопросов и решения по­знавательных задач.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, воз­буждения интереса к уже известному материалу большое значе­ние имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор но­вых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, при­ведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и так далее.

Следует выделять два основных подхода к ор­ганизации и проведению семинарских занятий.

Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается преподавателем в лекционной форме, затем прораба­тывается самостоятельно студентами и обсуждается на семинар­ском занятии. Такой подход оптимален в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинар­ские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме.

Второй подход предлагает организацию семинара как само­стоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему студенты самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изу­чении материала, доступного для самостоятельного осмысления студентами.

Подготовка преподавателя семинару заключается в выборе темы занятия, планировании, постановке вопросов, подборе литературы, составлении конспекта проведения занятия:

Тема Цель Вопросы Литература Формы организации работы студентов при обсуждении вопросов

Методика организации и проведения семинарского занятия заключается в умении преподавателя развернуть дискуссию и управлять ею так, чтобы привести к достижению цели – усвоению темы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: