Словесные методы обучения психологии

Классификация методов обучения (по источнику получения знаний и умений)

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методами обучения понимают способы обучающей деятельности преподавателя, способы достижения преподавателем целей обучения и дидактических задач.

В традиционном понимании методы обучения – это способы передачи учащимся знаний и умений, а в современной трактовке – способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. Методы реализуются в конкретных приемах, действиях, организационных формах.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний (Педагогика под ред. П.И. Пидкадистого). В соответствии с ней выделяют:

Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово).

Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися).

Занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы используются преимущественно на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, научной и справочной литературой.

Словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Устные методы используются преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют передать информацию. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста). В связи с этим информационная функция лекции теряет свое значение. Поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, можно давать в виде печатных тексов (учебных пособий, раздаточных материалов). Для эффективной работы с печатными материалами можно использовать ряд специальных приемов:

Конспектирование- краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;

Составление плана текста- простого или сложного;

Составление тезисов- краткое изложение основных идей прочитанного текста;

Цитирование- написание дословных выдержек из текста;

Аннотирование- краткое, свернутое изложение основного смысла прочитанного;

Рецензирование- написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному материалу;

Составление формально-логической модели- словесно-схематическое изображение прочитанного материала;

Составление тематического тезауруса- упорядоченный комплекс базовых понятий по теме;

Составление матрицы идей- сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Словесные методы (устные и письменные) разделяются также на монологические и диалогические.

Монологический метод обычно используется на лекции. Группой немецких ученых было установлено, что более половины взрослых людей не в состоянии на слух запомнить предложения, насчитывающие более 13 слов. Поэтому в процессе подготовки лекции необходима переработка исходного текста:

1)сокращение длины предложений за счет опускания несущественных слов и фрагментов;

2)разделение сложных предложений на простые;

3)замена терминов, которые могут вызвать трудности при понимании мысли преподавателя, на более простые слова, без потери научности.

Психологические особенности речи преподавателя имеют большое значение для повышения эффективности лекционного занятия. При этом рекомендуется использовать следующие средства речевого воздействия:

1)связывание нового материала с прошлыми занятиями и опытом учащихся;

2)вопросно-ответная форма изложения мысли, вводимая в монолог;

3)персонификация при изложении учебного материала (высказывание личного отношения к материалу, иллюстрации из личного опыта).

Помимо речевого воздействия преподаватель оказывает также и неречевое влияние. К основным средствам такого влияния относятся:

1)дистанция в общении;

2)визуальный контакт;

3)мимика;

4)жестикуляция;

5)фонационные характеристики речи (темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация).

В целом, успешное использование перечисленных средств речевого и неречевого общения повышает эффективность монолога как устного метода обучения.

Диалогический метод обычно рассматривается как устный метод словесного обучения, опирающийся на диалогическое взаимодействие преподавателей и студентов или дискуссию в группе. Современные информационные технологии обучения с помощью интернета и электронной почты позволяют успешно реализовать данный метод и при письменном методе обучения.

Метод предполагает большую активность студентов на занятии, что способствует формированию более прочных знаний и умений, а также критического мышления. В наибольшей степени это преимущество диалогического метода реализуется на семинарах и практических. Их эффективность зависит от того, каким образом ставятся вопросы. Это могут быть:

1)вопросы, побуждающие репродуктивную активность: вспомните, расскажите, дайте характеристику, раскройте, дополните.

2)вопросы, стимулирующие продуктивную активность: сравните, обобщите, сделайте вывод, проанализируйте, выделите.

Постановка вопросов определяется содержанием, целями и задачами учебного курса, а также учебными пособиями и первоисточниками, которые рекомендуются к изучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: