Педагогические технологии. Понятие технологии, пед технологии

Обучение и сотворчество. Факторы, влияющие на сотворчество.

В основе сотворчества учителя и ученика лежит сотрудничество в разнообразной деятельности(труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения.

Сотворчество с одной стороны предстает как плодотворное общение учителя и ученика(вербально, не вербально) С другой стороны сотворчество выступает как совместное преобразование действительности более того создание новой педагогической реальности.

Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса.

Технология-жестко запрограммированный алгоритмизированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение цели. (Махмутов).

Педагогические технологии- это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов, средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Типы технологий:1)Общие 2) Частные 3) Конкретные.

Выделяют две градации технологий обучения:

1) Традиционные- опираются на объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы, сущность-педагог передает готовые знания)

2) Инновационные- как результат научных исследований, научных открытий

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения:

Это технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами.

Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы.

Особенности:

1) Просвещение обучающихся Низкий уровень навыков общения; Невозможность развернутых ответов с собственной оценкой учеником рассматриваемого вопроса; Недостаточное включение слушающих ответ в общее обсуждение.

2) Доминирование обучения над учением Основные функции учителя: Информирующая (рассказать)

Контролирующая (заставить выучить) Оценивающая (оценить усердие).

3) Единообразие и консерватизм содержания и форм

4) Регламентированное исполнительство Учитель - исполнитель заданного программой, учебным планом и методикой. Ученик - объект воздействия. Учитель работает на механизмах восприятия и памяти, стимулируя послушание и исполнительство.

5) Формирование личности с заданными свойствами

6) Превознесение внешних показателей

7) Надзор вместо управления

Сильные стороны:

1) Организационная четкость педагогического процесса

2) Систематический характер обучения

3) Идейно-эмоциональное воздействие личности учителя
на учащихся

4) Разносторонность и обилие информации, богатое
использование наглядности, технических средств
обучения.

Слабые стороны:

1) Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников

2) равнение на среднего ученика, невозможность учитывать индивидуальные особенности ученика.

3) Шаблонное построение урока и одинаковая его продолжительность.

4) Монологическая форма обучения - учитель активен, ученик - пассивен.

5) Перенос всей тяжести работы по усвоению нового учебного материала на домашнюю подготовку.

Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий:

n Репрессивная среда в школе

n Социально - психологические последствия принуждения

n Психологическое состояние учителя в режиме принуждения

n Психологическое состояние ученика в режиме принуждения

n Подмена внутренней мотивации стимулированием

n Забвение личностного развития

n Отсутствие реального воспитания личности

n Последствия подмены воспитания просвещением

n Чрезмерная затратность педагогического процесса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: