Развитие организаций

Систем

Оценка эффективности организаций и организационных

Оценка эффективности организаций и / или организационных систем, как уже говорилось выше, производится с целью выбора их наиболее рациональной (эффективной) структуры и путей её дальнейшего совершенствования. Эффективность организации и / или организационной структуры может проводиться как на стадии функционирования существующей организации, так и на стадии проектирования новой, так и на стадии проектирования изменений в уже существующей.

Хотя, как говорилось выше, критериев сравнения эффективности действующих организаций или сравнения эффективности вариантов проектируемых организаций существует очень много, главным критерием является способность организации достигать поставленные целей при относительно умеренных затратах. Непосредственно вычислить подобный главный критерий для конкретной организации очень сложно. Поэтому на практике оценка эффективности реально проводится опосредованно, то есть с использованием каких-либо условий и ограничений. На практике, как правило, используются три группы подобных условия и ограничения, в результате чего сложилось три подхода к оценке эффективности организаций:

· Оценка эффективности системы управления организации, выражающаяся через конечные результаты деятельности организации, то есть через достижение целей и затрат на управление (стоимости достижения этих целей). Собственно оценка проводится по некоторым конечным показателям деятельности организации: объём выпуска продукции, объём продаж, объём прибыли, объём финансового оборота, капитализация, себестоимость и качество продукции, объём капитальных вложений и т.п.

· Оценка содержания и организации самого процесса управления, то есть сравниваются непосредственные результаты деятельности организации и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются как текущие расходы на содержание аппарата управления (зарплата, командировки, эксплуатация технических средств и помещений, занимаемых управленцами и т.п.), так и разовые расходы (приобретение и монтаж технических средств, ремонт и строительство необходимых помещений, подготовка и переподготовка управленцев и т.п.). Собственно оценка производится по доле затрат на управление в стоимости конечной продукции.

· Оценка рациональности организационной структуры управления и её технико-организационного уровня. Обычно такая оценка проводится по каким-либо установленным стандартам, нормам, опытным данным, традициям, установившимся в данной отрасли, и т.п. В качестве критериев здесь могут выступать: число уровней и число звеньев системы управления, нормы управляемости, степень централизации и децентрализации принятия решения, скорость прохождения распорядительной, отчётной и иной информации и т.п.

Для получения количественных результатов при проведении оценок эффективности организаций и организационных систем могут быть использованы разнообразные коэффициенты. Ниже приведены наиболее часто употребляемые.

1. Коэффициент эффективности организационной структуры управления:

,

где: – конечный результат (эффект), полученный от

функционирования организационной структуры

управления;

– затраты на управление (зарплата, приобретение и

содержание технических средств и помещений,

используемых управленцами, подготовка и переподготовка

управленцев и т.п.).

2. Коэффициент звенности:

,

где: – фактическое количество звеньев существующей

организационной структуры;

– оптимальное количество звеньев организационной

структуры управления

3. Коэффициент территориальной концентрации:

,

где: – фактическое количество подобных организаций,

действующей на данной территории;

– площадь данной территории.

4. Коэффициент дублирования функций:

,

где: – фактическое количество работ (функций), закреплённых

за данным подразделением;

– нормативное количество работ (функций).

5. Коэффициент централизации функций:

,

где: – количество решений, принятых на более высоких

уровнях управления при выполнении данной работы

(фукнции);

– общее количество решений, принятых при выполнении

данной работы (функции).

6. Коэффициент надёжности системы управления:

,

где: – количество решений, принятых, но нереализованных

при выполнении данной работы (функции);

– общее количество решений, принятых при выполнении

данной работы (функции).

7. Коэффициент эффективности использования информации:

,

где: – количество документов, эффективно использованных

при выполнении данной работы (функции);

– общее количество документов, использованных при

выполнении данной работы (функции).

Очевидно, что при необходимости могут быть сформулированы и другие коэффициенты, характеризующие эффективность организаций и их структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: