Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие.
Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. В качестве субъекта социальной перцепции может выступать не только отдельный индивид, но и группа. |
Особую важность в жизни человека представляет межличностная перцепция, или межличностное восприятие, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение.
Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия:
1. познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
2. познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
3. установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
|
|
4. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.
Механизмы межличностного восприятия. Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу. Это:
1. восприятие других людей (стереотипия). Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения.
2. познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция). Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Эмпатия – это способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и результат этого процесса.
|
|
3. познание самого себя в процессе общения (рефлексия). Рефлексия – это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером.
4. прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция). Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий
С особенностями межличностного восприятия связан и ряд психологических эффектов. Наиболее полно исследованы три таких эффекта: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.
Сущность «эффекта ореола» заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «категоризируется» определенным образом, а именно накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот ранее существовавший образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Хорошо известны эксперименты А.А. Бодалева, в которых двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Первой группе было сообщено, что человек на фотографии является закоренелым преступником, а второй — что он крупный ученый. После этого студентам было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. При этом в разных группах одни и те же черты внешности получили противоположную интерпретации. В первом случае глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении, и т.д. Соответственно во второй группе те же «глубоко посаженные глаза» говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания, и т.д.
Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладающее влияние имеет та информация, которая предъявляется сначала. Люди говорят: «Первое впечатление самое верное».
Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.