Классификация портовых сборов
Коммерческое значение порта.
Порт ─ это либо понятие географическое, либо ─ административно-управленческое.
Соотношение портовых властей и коммерческих предприятий: такие, как город и мэрия.
За рубежом порт управляется общественным советом. Сюда входят представители государства или муниципалитета, представители работодателей; представители профсоюза докеров.
Капитан порта ведет ежедневную повседневную работу:
1. обеспечивает безопасность мореплавания;
2. обеспечивает безопасность жизни на море.
Россия: раньше порты входили в пароходства. Потом порты стали а/о, затем опять стали государственными, не подлежащими приватизации. Отсюда два вида портов:
а) компании арендуют причалы;
б) частные причалы ─ на заводах.
МАП (Морская Администрация порта) ─ управляет портами. Она состоит исключительно из государственных чиновников.
По КТМ ─ капитан порта подчиняется Минтрансу. Но по положениям о МАП ─ подчиняется начальнику МАПа.
|
|
Порты должны быть в государственной собственности.
Частное предприятие всегда эффективнее чем государственное. Маяки, причалы не приносят прибыль. Источником содержания и развития порта являются портовые сборы. Эта плата не за товар (порт), а за пользование.
Это установившийся международный обычай: портовые сборы ближе всего к целевым налогам. Их оплачивают все пользователи порта. но прямо или косвенно.
Обычно их платят судовладельцы, грузовладельцы ─ редко.
Из-за сборов ─ фрахтовые ставки увеличиваются.
Существует две концепции уровня портовых сборов:
а) достаточно большими, чтобы удовлетворять нуждам порта: это ─ недальновидно, т.к. это удорожает импорт и экспорт (т.е. уменьшает способность внешней торговли);
б) порт должен быть дешевым: порт должен датироваться государством, тяготеющим районом и т.д.
Портовые сборы:
1. Государственные: устанавливаются правительством страны для всех портов по одной системе. Отличаются ставки.
2. Муниципальные: устанавливаются городскими властями. Но может появиться соблазн пополнять бюджет города за счет этого ─ только согласуя с государством.
3. Частные: только на частных причалам.
В России реально существует первый вид. Величину портовых сборов утверждает минэкономики.
по наименованию:
1. Общепортовые сборы:
a.
|
b. портовый;
c. тоннажный;
d. канальные.
2. Навигационные сборы: маячный (буксирный): перечисляется военной гидрографии.
3. На содержание мест стоянки: учитывают продолжительность стоянки:
a. а) якорные;
|
|
b. причальные.
4. Экологический сбор.
5. Дноуглубительный сбор: временно.
6. Мелкие:
a. в фонд моряков;
b. детям.
Портовые сборы взыскиваются с регистрового тоннажа:
· брутто-регистровый тоннаж: характеризует судно в целом;
· нетто-регистровый тоннаж: коммерческие помещения.
В России существует для определения портовых сборов КУБИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ: произведение наибольшей длины, наибольшей ширины и высоты борта.
«─» - никто не меряет размеры ─ обман.
Надбавок к портовым сборам не объявляется.
Бывают временные сборы: ледокольный.
Система скидок:
I. Политические: устанавливаются на 3-ех или 4-ех уровнях:
1) обыкновенный: ко всем судам, кроме особо оговоренных ─ их особое большинство;
2) для судов тех стран, с которыми заключен режим наибольшего благоприятствования;
3) для национальных судов;
4) для судов каботажного плавания.
II. За многократное посещение порта:
1) скидки предоставляются всем линейным судам (после первого захода). Эта мера гарантирует частоту заходов. Бывает, что скидка составляет ¾ от стоимости;
2) скидки после нескольких заходов ─ по факту. Если в течение года ─ 6 раз, то 7 ─ скидки. И до конца года. (Пример: или каждый раз, или 1 раз как за 4);
3) для судов местного плавания: полную сумму оплачивают 1 раз в год. Трудно провести грань между судами местного плавания и часто заходящими;
4) круизные суда: в туризме заинтересован город, отсюда ─ скидки;
5) полную сумму: коммерческие суда, совершающие коммерческий заход. Если не коммерческий заход ─ скидки (ремонт, бункер);
6) вынужденный заход: убежище, сдать больного;
7) некоммерческие суда: полностью освобождаются:
a. госпитальные;
b. военные;
c. учебные;
d. научно-исследовательские.
8) частные яхты: оплачивают сборы. Оплачивают специальную ставку.
Портовые сборы включаются в дисбурсментский счет.
Это услуги, содействующие мореплаванию:
─ лоцманская проводка;
─ швартовщики;
─ буксир.
Лоцманские услуги:
Их оказывают государственный лоцманские станции или лоцманские ассоциации, находящиеся под управой капитана порта.
Нет контракта, хотя услуга заключается.
Лоцманская проводка бывает (с юридической точки зрения):
1. необязательная: капитан может брать, а может и не брать лоцмана. Или воспользоваться услугами частного лица. Редко;
2. обязательная: капитан обязан брать лоцмана ─ именно из лоцманской службы. Лоцман ─ только советчик капитана и ответственности за советы не несет (коммерческой). Команды рулевому отдает капитан.
3. принудительная: командование судном переходит к лоцману. Вопрос ответственности не решен. Этот вид только в Панамском канале.
По технологии лоцманская проводка делится на три этапа:
а) морская;
б) речная;
в) внутрипортовая.
Оплата будет рассчитана трижды.
Лоцманская проводка зависит:
1. от регистрового тоннажа судна;
2. от осадки.
Стандартный лоцманский тариф увеличивается при:
I. работе в сверхурочное время;
II. если судно не имеет хода;
III. не управляется;
IV. статический крен или дифферент;
V. опасный груз.
Штрафы:
а. неправильно была указана осадка;
б. заказ лоцмана и отказ от услуг;
в. за задержку лоцмана на борту;
г. девиацию ─ погрешность компасов от магнитного поля Земли.
Не очень большая величина. Некоторым капитанам дают разрешение на вход без лоцмана.