Составление программы анализа и диагностики деятельности предприятия
Организация аналитической работы и потенциала предприятия
Природа и сущность аналитической работы и оценки потенциалов предприятия предполагают ряд последовательных этапов:
1. определение цели и задач;
2. разработка программы, в которой ставится четкая задача в отношении объекта и характеристика анализа (сроки, ответственные лица, формы, методы, техника и т.п.);
3. установление последовательности выполнения;
4. выбор и обоснование методов проведения;
5. определение и подбор необходимой информации;
6. проведение анализа путем изучения, обобщения исходных данных, группировки и сравнения однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий, количественной и качественной оценки отдельных показателей, учета влияния разнонаправленных факторов;
7. обобщение результатов анализа;
8. подготовка выводов по основным направлениям анализа;
9. оформление отчета по итогам анализа.
|
|
Материалы анализа системы управления оформляются в форме сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов и являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Структура программы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия может включать:
1. введение
2. аналитическую часть
3. заключение
Во введении выделяются: цель, задачи, методы анализа и диагностики, описывается специфика объекта.
Аналитическая часть содержит анализ и диагностику:
- технического, финансового состояния,
- эффективности производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности,
- социального развития коллектива,
- состояния и использования основных фондов, трудовых ресурсов, затрат на производство,
- реализации продукции,
- инвестиционного, научно-технического, трудового, производственного потенциала.
Заключение содержит:
- основные выводы по фактическому состоянию объекта на определенную дату,
- конкретные предложения по улучшению данного состояния.
Программа разрабатывается по каждому объекту, контроль за использованием программы возлагается на его руководителей.
Анализ и диагностика начинается с исходной информации и завершается тем, что информация о результатах анализа поступает в управленческий орган. В нем происходит анализ информации, сравнение с желаемым результатом, принятие решения, оформление распоряжений и передачи их.
Затем информация об изменениях процесса по результатам управленческого воздействия вновь поступает в систему управления.
|
|
Информационная база анализа и диагностики основана на организованном нормировании в бухучете и отчетности, на финансовой и статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.
Анализ и диагностика требуют соответствующей подготовки и обработки исходных данных, которые классифицируются следующим образом:
1. общие сведения о предприятии;
2. информация о системе управления технико-экономической деятельности предприятия, которая включает сведения о виде и структуре упрощенной системы, о процессах управления, об оргтехнике;
3. специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах;
4. информация об экономической деятельности предприятия;
5. данные о финансовых результатах;
6. информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия;
7. сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия.
Исходная информация имеет особенности отраслевой и технической специфики производства и вида анализа.
Исходные материалы для анализа обычно оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам.
Проблемами формирования исходной информации для анализа и диагностики являются:
1. отсутствие полного объема необходимой информации;
2. невозможность проверки имеющейся информации;
3. недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям.