Общая характеристика принципов правосудия

Тема 5. Демократические принципы правосудия.

Правосудие и судопроизводство.

Правосудие – совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных дел, а также по осуществлению конституционного контроля в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства при точном и неуклонном соблюдение требований закона, установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Признаки правосудия: 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ); 2. правосудие осуществляется только определенными способами (ст. 4 «О судоустройстве»); 3. правосудие осуществляется при соблюдении установленной законом процедуры: «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ч.2 ст. 118 Конституции РФ); 4. акты правосудия носят обязательный характер.

Принцип права – исходное положение (основополагающее начало), определяющее порядок осуществления какого-либо вида государственной деятельности и (или) наиболее существенные черты правового регулирования той или иной сферы общественных отношений. Принцип несводим к его нормативному воплощению.

Характеристики принципов:

1. Имеют высокую юридическую силу (практически все принципы правосудия закреплены в КРФ);

2. Принципы обязательны для законодателя;

3. Принципы стабильны и устойчивы;

4.Они носят общий характер;

5. Принципы обязательны и для правоприменителя;

6. Они образуют систему основополагающих положений (принципы взаимодополняют, уравновешивают, балансируют друг друга. Ни одна из идей в этой системе не должна получить главенствующего положения);

Принцип правосудия – это идея, начало или исходное положение, определяющее наиболее существенные стороны организации и деятельности государственных органов, осуществляющих судебную власть, т.е. судов.

Классификация:

А) По источнику закрепления выделяется три группы принципов: закрепленные в актах международного права, закрепленные в Конституции РФ, закрепленные в специальных законах.

Б) По содержанию принципы делятся на относящиеся к организации судебной власти и правосудия, характеризующие статус судей и характеризующие правовой статус личности при осуществлении правосудия.

5.2 Принцип независимости.

Принцип независимости - «Суд независим и подчиняется только Конституции и федеральному закону» ст. 120 Конституции РФ.

Независимость в институциональном аспекте - суд как учреждение должен быть отделён от других государственных органов, что реализовано в действующем законодательстве. Дополнительными гарантиями институциональной независимости является: (1) запрет осуществления правосудия иными государственными (негосударственными) органами (ст. 118 Конституции РФ); (2) запрет на создание чрезвычайных судов (там же и п.5 «Основных принципов независимости судебных органов» ООН 1985 г.).

Независимость в содержательном значении – беспристрастность (политическая, расовая, национальная, идеологическая). Заключается в: (1) подчинение только закону; (2) запрет различным органам и организациям (иным субъектам) вмешиваться в осуществления правосудия судами (ч. 5 ст. 5 «Закон о судебной системе», п. 2,3,4 «Основных принципов ООН…»); (3) установление уголовной ответственности за вмешательство в осуществление правосудия. Различают объективную и субъективную беспристрастность в содержательном значении.

5.2.1 Объективная беспристрастность - подчинение только закону:

Условия возникновения объективной беспристрастности:

1. формирование такого порядка отбора и назначения судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным или иным интересам и исключал бы какие-либо формы дискриминации (п.10 «Основные принципы ООН…»). Требования к судье Ст. 4 «О статусе судей»: гражданство, высшее юридическое образование, возраст (>25), стаж работы (>5), дееспособность. (ст. 5 ч. 3, ст. 6 «О статусе судей»). Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Победителей на конкурсе может быть несколько. Президент вправе отказать в назначении и его отказ обжаловать нельзя (Президент суверенен). Статус председателя (ч. 3 ст. 6 «О статусе судей»). Отбор и назначение судей (ст. 4,5,6 ФЗ «О статусе судей»);

2. формирование такого механизма приостановления и прекращения полномочий судьи, который обеспечивал бы независимость судей, исключал бы возможность освобождения его от должности кроме как по причине неспособности выполнять свои обязанности или за поведение, делающее его несоответствующим занимаемой должности (п. 11, 12, 17-19 «Основные принципы ООН…», ст. 13, 14 «О статусе судей»). Квалификационная коллегия судей – корпоративный орган (отбор судей, приостановление и прекращение их полномочий). С одной стороны, такая организация судебной власти является гарантией независимости данной ветви власти, однако в силу нечёткости изложения приостановления и прекращения полномочий, корпоративности судебной коллегии, что приводит к отсутствию общественного контроля, делает судебную власть несовершенной;

3. формирования такого порядка осуществления судьей своей деятельности, который исключал бы возможность давления на судью в вопросах перемещения по служебной лестнице, перемещения в другой суд и.т.д. (право на судейскую карьеру (на присвоение квалификационного класса), право на перемещение или перевода в другие суды, право судьи на отставку).

Несменяемость. Ст. 12 (принцип несменяемости), 15 «О статусе судей». Советская власть, провозглашая иные принципы правосудия, ввела порядок избрания судьи на пять лет и как всякие выборные лица они должны были отчитываться перед избирателями. Данный институт привёл к ослаблению позиций суда в обществе. С переходом к демократии, судьи стали назначаться, а не выбираться, что привело к усилению позиции суда. Несменяемость означает, что судьи назначаются на свою должность до достижения предельного возраста. Однако в связи с ошибками в назначении судей в конце 90 годов был введён испытательный срок в три года. В июле 2009 года испытательный срок был отменён в связи с тем, что он создавал угрозу независимости судебной власти (ст. 11 п. 2 отменён). Дисциплинарная ответственность судей (ст. 12.1 «О статусе судей») не противоречит принципу независимости судей, так как позволяет смещать с должности неквалифицированных лиц. К дисциплинарной ответственности привлекает та квалификационная коллегия, к которой отнесён вопрос о прекращение полномочий судьи. Постановление КС РФ № 4-П от 28 февраля 2008 года. В этом постановлении КС РФ признаёт существование Председателя суда соответствующим Конституции РФ.

Неприкосновенность и безопасность судей. (Ст. 122 Конституции РФ; ФЗ «О статусе судей» ст. 16).

1. Неприкосновенность состоит из личной неприкосновенности, неприкосновенности жилых и служебных помещений, транспортных средств, жилых и служебных помещений, багажа, имущества (ст. 16 ч. 1 «О статусе судей»). Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (ст. 16 п. 5 абзац 2 «О статусе судей»).

2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

3. Специальный порядок возбуждения уголовного дела против судьи (ст. 16 п. 3). Квалификационная коллегия судей даёт согласие на основании заключения коллегии о наличии в действиях судьи состава преступления. Постановление КС РФ от 7 марта 1996 № 6-П: судейская неприкосновенность – исключение из принципа равенства. Это не личная привилегия, а средство защиты правосудия, публичных интересов. Отказ квалификационной коллегии о вынесение решения привлекать судью к ответственности может быть обжалован в суд.

4. Специальный порядок привлечения к административной ответственности (ст. 16 п. 4 «О статусе судей»). Судьи выступили против введения административной ответственности. Привлечение к административной ответственности подрывает статус судьи.

5. Особый порядок привлечения к такой мере пресечения, как заключение под стражу (Ст. 16 п.5, п. 6 «О статусе судей»). п.7 устанавливает порядок совершения следственных действий по отношению к судье, п. 8 определяет чем должна руководствоваться судебная коллегия судей. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий (ст. 16 п. 8 «О статусе судей»). п. 10, 12 устанавливают, что решения квалификационной коллегии могут быть обжалованы в суд.

4.Выделение адекватных финансовых и материальных ресурсов. Достаточно количество судей, адекватная заработная плата, материально-организационное обеспечение деятельности судьи.

5.Освобождение судьи отчитываться перед органом, его назначившим.

5.2.2 Субъективная беспристрастность (личностный аспект) – отсутствие предубеждений при рассмотрение судьей конкретного дела, вызванных приверженностью каким-либо идеям, членствам в каких-либо организациях, личными или семейными привязанностями, иной заинтересованностью.

Законодательные гарантии субъективной беспристрастности:

ФЗ «О статусе судей».

«2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: