Объективация и абстрагирование

Выйти к объективным, сущностным формам.

% Р.М.Рильке «Голубая гортензия» строится по принципу феноменологической редукции. Редукция к сущности. Синева, синие цветы, они преломляются, растворены в других цветах.

Использовать разные формы. Нечто более универсальное. Душа цветка. Отвлечение сущностного начала.

Прорваться к объективному. В век (во время) эпистелогической неуверенности.

% Поль Сезанн – живопись ХХ в. Революционный поворот в развитии живописи: самое главное – язык живописи (цвет и простые линии). Они самоценны. Автономность художественных средств. Художник должен исходить не из сюжета, а из цвета и линии. Попытка реализовать ощущения цвета – в этом контакт с природой. Цвет выражает глубину вещи. Пейзаж должен диктовать мне. Я повинуюсь (куб, конус, шар – простые фигуры, структуры, кристаллические). Абстрагирование от богатства номинального мира. Преодолеть свои чувства, пожертвовать своими личными эмоциями. Иначе ничего не увидеть. Поль Сезанн стремился подняться к классическому. Идет от Флобера (искусство литературы – это искусство слова; писать не «о чем», а писать стилем. Художник слова.).

Путь к «красоте = истине» - через материал. Язык живописи, дегуманизация.

Искусство абстракционистов: тоже работают с искусством живописи. Абстракционизм возникает из группы художников «Синий всадник» (1912 г., Мюнхен; символисты) Ф.Марк, В.Кандинский.

Альманах «Синий всадник» (русский и европейский авангард: художники и поэты). Франц Марк погиб в 1915 г. на фронте; искусство не самовыражение художника. Мир должен высказаться. Ф.Марк мечтал о безличных картинах, живописи. Искусство для него – метафизическая деятельность (обнажает глубинные основания бытия).

«Лес или лошадь мы должны писать не как мы хотим или видим, а как они есть, как они сами себя ощущают. Нужно показать абсолютную истину, сущность (shine – свечение)». Абстрактные художественные формы.

Великая абстракция – идея ХХ в. Стремление к неделимому бытию. Освободиться от обмана чувств. Абстракция – арсенал творения. Цвет света.

У животных наиболее чистое проявление сущности («Красные (сияющие) коровы», деревья). Мощное излучение цвета и света. Мощные цветовые пятна, чистые цвета. Путь интенсификации линий: более геометрические, жесткие, суровые, выражают душу существа. Изображение превращается в орнамент.

Василий Кандинский (практик, теоретик) «О духовном искусстве», т.е. о сущности, а не о форме.

Переход к беспредметному искусству. Эволюция художника. Искал возможности достигнуть максимальной выразительности линий. Освобождение деталей от материализма, одухотворение. Тенденция к освобождению духовных начал. Ироничное, непрямое искусство, игра. Дегуманизация искусства: принцип рефлексии – ведущий. Искусство должно освобождать человека от средоточия на физическом, телесном. Материальное разделяет людей. Сблизить может только духовное начало. Три средства: звук, цвет, слово (внутренние вибрации, душевные вызываются вибрациями звука, цвета, слова). Кандинский постепенно приходит к языку, стилю (начал с мотивов русского костюма, древнерусской архитектуры, ее линий. Разыгрывание). Стилизации. Формы обособляются от плоти, обнаруживают свою собственную красоту. Укрупнение мазков. Материал (холст) все более непрозрачен. Сокращение деталей, интенсификация линий, цвета. Чистые средства, без украшений.

% «Синий всадник». «Баварский пейзаж» - динамика.

Импрессии, Композиции, Импровизации – это названия картин под номерами. Композиции – более поздние, сухие, холодные, более интеллектуальные. Дегуманизация. Холодноватая абстрагированность.

АРХИТЕКТУРА. Абстрагирование, выход за пределы субъективной ограниченности сознания. Резкий разрыв с традицией. Конструктивизм.

Френк Райд. Критика архитектурной традиции (Греко-римско-ренессансной). Лживость: создание декораций, украшений. Архитектурно-функциональное искусство. Традиция не находит красоты в этих функциях => берется за декорации. Но эта традиция чужда чувству материала. Восходит к древнегреческому храму: из дерева, колонны, портики-ограждения. Стволы заменены камнями (выветривание почв => нет древесины). Имитация деревянной постройки камнем – это величайшая ошибка греков. Камень должен покоиться, а не торчать. Ложный стиль (ордерный). То же и в готике. Сплошной камуфляж, сокрытие скреплений и т.д. Экстерьер не соответствует интерьеру. Отделенность декоративного плана от конструктивного. => Сознание и жизнь. Внешняя форма и сущность.

Архитектура конструктивизма: соразмерность инженерных решений. Уважение к быту, материалу => к человеку. Новые критерии красоты:

- строгость;

- структурность;

- чистота;

- экономичность;

- обнажение функциональности зданий.

Концепция последовательного функционализма. Бáухаси. Геометризм.

«Минимальное жилье» (дешево, но с максимальным удовлетворением потребностей человека).

Эстетика математики чистых форм. Обнажение технических возможностей.

Камбюзьé – архитектор. Показал колоссальные возможности материала. => Постройки начинают утрачивать контакт с человеческим измерением (кирпич, бетон, стекло). Отчуждение от биологического, телесного.

В конце ХХ в. в архитектуре постмодернизма ищут сочетание органичного и неорганического (% портики (тепло) + сталь). Приближение к человеческому измерению.

Литературный футуризм (зародился в Италии). С бунта против старых эстетических представлений (колоссальная традиция, стеснение человека).

Самые большие крайности – в итальянской культуре.

Агрессивность (в повествовательном стиле) футуристов. Отвержение старого искусства; сила, агрессия реальности => таков и художник. Ведет войну с миром, т.к. мир не истинный. Нужно ломать могущество авторитетов.

Неприятие читателя (надавать пощечин вкусу общественности).

Маринéтти: футуризм = фашизм. Любовь к дальнему, а не к ближнему. Миф создается (о красоте силы и насилия). (В этом вся ошибка).

% «Вдребезги разобьем все музеи и библиотеки» - в первом манифесте. Война моторов, человек (как мотор) должен быть могуч.

Маринетти: «Освободить литературу от авторского «я». Должна быть поэзия неживой материи; раскрыть связь молекул.

Принцип депсихологизации реализуется в телеграфном стиле: отменить прилагательные (заменить их существительными), наречия.

% толпа – прибой;

площадь – воронка.

Стремление сделать слово равным материи. Совпадение с референтом. Звукоподражательные формы. (Сотрудничал с Муссолини, но был бунтарь.)

% о войне «Цанг-тум-тунк».

9. «Новая деловитость» в литературе и искусстве

Новое движение, прежде всего в немецкой литературе в 20-30-е гг. Реакция на экспрессионизм. эмоциональное искусство, взволнованное. Главная ориентация – на рациональность, ясность. = Новая трезвость. Связь с социально- политическими тенденциями в Германии (движение к победе фашизма). Связь с национал-социалистической идеологией (стремление к мифу, всеслиянию, иррациональности; приятие истории, судьбы).

Фашизм создавал новый миф (Рóзенберга): возвращение к корням, к витальным силам.

«Новая деловитость» противопоставляет идею вчуствования и концепцию дистанции (отчуждение, острáнение). Простой взгляд.

Б.Брехт: противопоставляет вчуствование и остранение (очуждение, объективация). Дух рациональной критики, переконструирование реальности.

1) Лирика природы. Стремится к объективности. Романтическая традиция переживания природе сменяется стремлением к точности, объективности, безличности. Увидеть космический порядок природы.

% Гюнтер Айх (Эйх)

Оскар Лёрке

Вúльгельм Лéманн

в журнале «Колонна» (конец 20-х гг.; закрыт нацистами в 1933 г.).

Создают магическое искусство (=заклинания). Жесткий элегический стиль, агрессивный. Природа не во всем постижима.

2) Социально-политическое направление. Прозаизация жизни (сатирич., иронич.). Дистанция ко всем мифам. Абстрагирование от иррационального, индивидуального

% Г.Брехт «Зачем называть мое имя…»

Стремление к объективности, отказ от индивидуализма. 6 строф – тезисов. Трезвый стиль, композиция. Расчлененность мысли. Ценности: полезность. Настало время уважать человека. Нужно быть практичным, организовывать свою жизнь.

Идет вразрез с немецкой поэзией (% Кант: личность как цель, а не средство). У Брехта – личность должна служить людям.

Не прошлое, а будущее (не корни, не германское, а будущее). Спор с фашизмом. Личность функциональна, отказ от личности, не нужно кичиться своей индивидуальностью.

Ироничная, сатирическая, юмористическая поэзия.

Нарочúтое снижение, разбивающее иллюзии. Эрих Кэстнер: надежды специализировались. «Годы проходят, как зарплата».

Трезвое описание детали, рациональное деление, монтаж целого. Конструирование. Соединение частей механизма. Потребности человека расчленены => % тема секса как одной части человека.

Перемонтировать человека можно. Рациональное овладение искусством.

Принцип монтажа реализуется в искусстве. А.Дёблин (немецкий писатель): нужно создать литературный киностиль (обнаженность швов, открытая механика жизни).

% «Берлин, Александерплатц». Роман Дёблина. Списки реалий, перечень вещей. Можно точно представить картину Берлина. «Искусство наскучило. Давайте факты».

Монтаж применяется в фотографии. Отказ от органической формы.

Адóрмо: критик органического мышления.

Недоверие к органическому движению жизни => авангард.

% Канетти Э. «Ослепление». Дерзкий роман. Демонстрирует стиль о(т)чуждения. Холодный, констатирующий язык. Композиция механична: 3 части романа. Голова без мира, мир без головы. Мир в голове. Персонажи тоже представляют собой механическую композицию. Типологизация, т.е. конструирование образа человека на основе … черт.

Дистанция.

5 персонажей-схем, однолинейных. 5 типов современной культуры:

- великий ученый;

- Тереза, мещанка;

- привратник;

- воришка;

- психиатр.

Углубление во внутренний мир каждого героя. Беспощадная объективация. Все жестко мотивировано. Отчуждение => редукция человеческой личности. Страх, ослепление, замкнутость в собственных мирах. Одни и те же слова понимаются каждым по-своему. Нет общего.

Двойные монологи. Фантастическое непонимание людей. Человек слышит, говорит только с собой. Каждый вершит суд над другими, держит другого во власти, видит его насквозь (он так считает). Общая лишь ненависть.

Брак ученого с мещанкой – вечная борьба.

(духовность) (быт)

Каждый ослеплен своим существованием, редуцирован. Слаб, но компенсирует это мечтой о могуществе.

Воришка. Шахматист; воображает себя чемпионом мира по шахматам. Сцена с умоляющими журналистами.

Фантастика реальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: