Кубистический принцип

≠ кубизму.

Способ построения худ. образа, характерный для всей культуры ХХ в. Стилевая черта худ. культуры ХХ в.

Тенденция к соединению несовместимых вещей: вчувствование + абстрагирование. Субъективность часто представляется единственным способом познания мира. Но искусство старается абстрагировать субъективный опыт от реальности.

От кубизма в живописи ХХ в. идет это понятие. Кубизм возник в 1908 г. в творчестве Пикассо и Жорж Бракх. Независимо друг от другого пришли к одному и тому же (была общая мастерская, не подписывали полотна, одно время).

% Ван Гог, Поль Сезанн, кубизм – одна линия.

Натуралистическое объяснение: отказ от принципа линейной перспективы.

Кубистический способ: менять точку зрения, видеть предмет с разных позиций. Развертка куба. «Пишу не как вижу, а как знаю», - Пикассо. => Совершенно новый образ объекта. Мы узнаем его черты. Автономный живописный объект. Из разных аспектов монтируется худ. целое. Отказ от мимесиса.

Прямая перспектива предполагает принцип центрации. Он подвергается критике со всех сторон. Нет одной (единой) истины. Реальность многомерна. Невозможно редуцировать ее к одному объекту.

Павел Флоренский подверг принцип прямой перспективы в пользу обратной перспективы. Эвклидово пространство: выбор господствующей, центральной точки. Художник не может менять свою позицию, точку зрения. Весь мир подчинен одной точке зрения. Нет абсолютной точки зрения. Художник должен смотреть с разных точек зрения, они более или менее равны.

Критика индивидуализма (отказ от прямой перспективы, освобождение от своей колокольни).

Децентрация. Впервые реализуется в кубизме.

Выделение разных пластов, аспектов. Вычленение полиперспективности. Аналитический кубизм. Цвет меркнет. Картина стремится к монохронности. Композиция точек восприятия. Разные ракурсы совмещены в одном образе.

% Голубой период, розовый, и вдруг – «Виньонские девушки» (с них начинается кубизм). Под влиянием африканского искусства (% маски). Кубизм: нет цвета, т. форма, линии, композиция, т.е. работа с языком. Возвращение цвета (другая красота % «Арлекин»).

Материал преобразуется. Динамичность картины: она постоянно становится. Здесь проявляется и принцип дегуманизации. Статья Малларме: 2 этапа творца:

- транспозиция (перевод реальности в медиум, культуру % в камень);

- конструкция (перевод на язык, автономная работа с элементами языка).

Поэзия Аполинóра. Распластование образа.

% «Есть» (стихотворение). Отдельные элементы действительности (или языка) смонтированы, без связи, с обнаженными стыками. Некое свойство сознания. Становление целого. Рефлексия над языком.

% «Рыжекудрая красавица», муза. Все расщеплено, но не найдем гармонии. Хотим постигнуть мир как целое. Необходим новый язык.

Кубистический принцип в лирике. Стихи Аполлинера. Дробность изображения. Последовательность нарушена.

Понятие пространственности.

Джозеф Френк. Дегуманизация искусства: на первом плане – пространство форм. Образ воспринимаем во времени. А теперь в пространстве. Отношения между стилистическими аспектами текста, повествовательными формами. Материал начинает обосабливаться под предмет изображения. => Новая выразительность слова; изобразительность.

Кубистический принцип => самоценность слова в произведении. Орнаментальный стиль в русской литературе 20-х гг. ХХ в. (разложение: предмет и материал).

Образ обладает своей логикой. Дробность образа.

% «Зона». Маленькая поэма. Указывает на пространство (пригород Парижа, но и архив в сознании Аполлингера) пространство всего его жизненного опыта. Калейдоскоп картин, представлений. Хаос переживаний объединяется верой, надеждой, любовью. Расшатывание религиозного мировоззрения.

Кубистический принцип позволяет соединять слова не по событийной логике, порождать семантические поля. Увязывание отдельных сем => новая логика.

% «Узы». Разные формы восприятия реальности. Но об одном и том же. Разное, раздробленное позволяет по-новому воспринять реальность.

Словно случайный набор мотивов. «Канат из криков», «звон колоколов над Европой», «повешенные века» (мотив вечной связи). Нити дождя, вавилонские башни – радио-мачты.

% «Вандельер» из сборника «Алкоголи». Мотив непроизвольного развертывания образа. «Виноградники ночи» - метафора Парижа. 2 пьяные птицы, клюющие виноград (фонари на заре). Мотив сбора винограда хмельным Парижем (т.е. жителей). Кубистическое развертывание мотива. Нет заданного события. Стихотворение рождается из словесной метафоры.

Бесконечная смена точек зрения, форм опыта, переживания; смена речевых форм («я» обращается к себе на «ты»; «я» «он»). Смена аспектов образа. Смех заменяет молитву, ведет меня к аду. Все это – краски адских огней на холсте моей жизни.

Процесс разрушения линейного мышления, нарушение законов грамматики, пунктуации. Каллиграммы – текст стихотворения становится выразительным; стихи – наследники барочных форм; автономизация языка. Комплекс самостоятельных мотивов. Пространство текста организует новое целое.

У Малларме:

транспозиция (перевод предмета в материал)

конструкция (свободная работа с материалом)

трансфигурация реальности (из элементов языка создается автономное словесное целое).

Аполлинер близок авангарду. Экспериментатор в области форм.

Классическая поэзия ХХ в. Рильке.

% «Пантера», в клетке мечется. Мелькают прутья, а взгляд все растерял, полет отдельно от поступи. «Танец сил», мелькнул зрачок.

ПРОЗА ХХ В.: внутренняя фрагментация, монтаж форм, фрагментирование аспектов, деление на части.

% Гессе «Степной волк». Предисловие издателя, записки героя, трактат о степном волке (неизвестно, откуда этот взгляд). Появляются Моцарт и Гете.

Материальные аспекты сигнализируют о смыслах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: