Предмет и метод правового регулирования

Отрасль права: понятие, признаки.

Отрасль права – это система норм права, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений. Самый крупный элемент системы права.

Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Признаки отрасли права:

1. представляет собой систему норм права;

2. направлена на регулирование определённой сферы общественных отношений;

3. является самым крупным элементом системы права;

4. характеризуется постоянством;

5. носит объективный характер, т.е. складывается в связи с развитием общественных отношений, а не по субъективному усмотрению законодателя;

6. характеризуется целостностью, внутренним единством, взаимосвязью структурных элементов.

Критерии деления права на отрасли:

1. Предмет правового регулирования – общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом регулировании. Им присущи сле­дующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и ти­пичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль; 5) они предполагают возможность выбора из нескольких вариантов возможного поведения людей. Служит материальным критерием разграничения права по отраслям, т.к. имеет объективное содержание и предопределён самим характером общественных отношений. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями, но различными способами. Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

2. Метод правового регулирова­ния – совокупность приёмов и способов юридического воздействия на поведение людей. Если предмет отвечает на вопрос, что регу­лирует право, то метод – на вопрос, как оно регулирует отношения. Метод служит дополнительным, юридическим критерием разграничения, т.к. производен от предмета.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императив­ный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Применяются такие конкретные способы регулирования как дозволение, обязываение, запрет, поощрение, метод равенства сторон (для процессуальных отраслей), принуждение, индивидуальный метод (метод свободного волеизъявления) и др.

Наиболее распространены по своим характеристикам императивный (административный) и диспозитивный (гражданско-правовой) мето­ды.Их называют ещё универсальными, так как они присущи всем отраслям права в различном сочетании.

Императивный метод построен на отношениях субординации, подчинённости одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права.Он реализуется через установление обязанностей, установление запретов (установление границ как возможного так и должного поведения участников). Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы не нарушались права других субъектов. Границы должного поведения необходимы, чтобы субъекты выбирали способы достижения своих целей, которые бы не противоречили государственным и общественным интересам и не наносили им вреда.

Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях част­ного права (гражданского, трудового, семейного). Он может быть рекомендательным (предоставляются возможности альтернативного поведения субъектов), санкционирующим (предполагает самостоятельное принятие субъектом решения о реализации своих правомочий, но такое решение приобретает юридическую силу после утверждения соответствующим органом власти) и делегирующим (предоставление прав и свобод субъектам по конкретному кругу правомочий).

Отрасли права подразделяются

1. по предмету правового регулирования (конституционное право, уголовное право, …).

2. они также подразделяются на публичное и частное право,

3. на материальные и процессуальные отрасли.

Система отраслей российского права – они делятся на публично-правовые (конституционное, административное, уголовное,…) и частноправовые (гражданское, трудовое, семейное, …). Также в системе можно выделить материальные и процессуальные отрасли. Одни отрасли выступают в качестве специальных по отношению к другим (например, семейное право, земельное право как специальные по отношению к гражданскому) при регулировании смежных общественных отношений.

Для внутреннего строения отраслей права характерно выделение:

1) общей части отрасли права. В неё включаются институты права, имеющие регулятивное значение для всей системы общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

2) особенной части отрасли права. В неё включаются институты права, отражающие специфику регулирования отдельных видов общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Такое деление отраслей позволяет в Общей части отразить все вопросы, которые одинаково применимы ко всей сфере регулируемых отношений, и не повторять их применительно к отдельным видам общественных отношений, а отражать только специфику (особенности) последних. Таким образом, в Особенной части отражается только специфика различных видов общественных отношений, устанавливаются их особенности. Такое закрепление позволяет сократить объём нормативного материала (иначе говоря, сделать текст НПА более компактным, кратким). Нормы Особенной части дополняют нормы Общей части и устанавливают определённые изъятия из её правил, когда это обусловлено спецификой отдельных групп правоотношений. Если таких изъятий нет, действуют нормы Общей части.

Например, в уголовном праве к общей части относятся такие институты как принципы уголовного права, институт преступления, институт наказания, институт соучастия и т.д. Нормы данных институтов распространяются на весь комплекс регулируемых уголовным правом отношений. К особенной части относят институт преступлений против личности, институт преступлений в сфере экономики, институт преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, институт преступлений против государственной власти и т.д. Они содержат нормы, определяющие специфику отдельных видов составов преступлений.

В гражданском праве к общей части относятся такие институты как принципы гражданского права, институт правового положения субъектов, институт объектов гражданских прав, институт сделок, институт представительства, институт исковой давности, институт защиты гражданских прав и т.д. К особенной части относятся отдельные виды обязательств, наследственное право, авторское право, патентное право и др.

В трудовом праве к общей части относятся такие институты как принципы трудового права, институт правового статуса субъектов трудовых правоотношений, институт социального партнёрства и др. К особенной части относятся такие институты как институт подбора кадров, институт рабочего времени и времени отдыха, институт нормирования и оплаты труда, институт материальной ответственности, институт охраны труда и др. Содержатся нормы, определяющие специальное регулирование труда отдельных категорий работников: в бюджетной сфере, в промышленности, в строительстве, на транспорте, временных и сезонных работников и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: